Котельную в Карелии разобрали на цветмет, сорвав отопительный сезон
В канун зимы особое значение приобретает состояние ЖКХ республики. В крупных городах эта система более-менее отлажена. В районах же проблемы возникают там, где местные власти не прилагают достаточно усилий для их решения. А на улице с каждым днем все холоднее. Батареи же в наших домах от этого теплее не становились. Время греть квартиры, как считали за это ответственные в конце сентября 1999 года, еще не пришло. Но если в целом по Карелии ситуация перед началом отопительного сезона не вызывала особого беспокойства, то в некоторых населенных пунктах как раз наоборот. Несколько дней назад в поселке Повенец Медвежьегорского района произошло чрезвычайное происшествие. Директор Повенецкого МП ЖКХ Г.КБулацевич заявил: «Это случилось с воскресенья на понедельник. Местным населением с участием, возможно, обслуживающего персонала, были демонтированы запорная арматура — задвижки бронзовые. Наверное, с целью сдачи на металлолом. Но они сняты в таком количестве, что это вывело из строя полностью котельную». Восемь благоустроенных пятиэтажных домов Повенца в октябре теплом не обеспечили. Мерзнуть людям предстояло, как минимум, месяц, пока коммунальщики совместно с местной администрацией не решат проблему. К сожалению, она была не единственная.
Жилищно-коммунальное хозяйство Медвежьегорского района, как и соседнего Пудожского, находилось в сложном финансовом положении. Задолженность работникам по заработной плате составляла 5-6 месяцев. В Пудожском районе — около трех миллионов рублей. При этом квартиросъемщики задолжали ЖКХ полтора миллиона, остальное было на совести предприятий и организаций. Но все это на самом деле — решаемые задачи, при условии, что местные власти станут внимательнее относиться к комплексу ЖКХ. Вице-премьер правительства Карелии Виктор Масляков сердился: «Очень слабо ведутся работы. Но есть и положительные примеры. Мы видели в Пяльме прекрасную котельную. Но на сегодняшний день работа ведется бессистемно. Нет четкой организации. Вот есть сильный начальник, руководитель котельной в Пяльме — и там прекрасно поставлено дело. А если в Кубово Пудожского района нет нормального начальника, то и результат соответствующий». Регионально-энергетической комиссии РК вместе с администрацией Пудожского района для того, чтобы в домах местных жителей зимой было тепло, необходимо было принять все меры к взысканию долгов и снизить себестоимость услуг. По итогам поездки первого вице-премьера правительства и республиканских министров по Пудожскому району дали оценку ситуации. По их мнению у районной администрации было достаточно сил и возможностей, чтобы люди не замерзли в суровые карельские морозы.
В республиканской больнице осенью 1999 года принимали на баланс специальный реанимационный автомобиль. Это была первая новая машина за последние три года. Микроавтобус Мазда переоборудован был в Санкт-Петербурге. Впрочем, в нем еще предстояло установить специальное медицинское оборудование, которое ожидали на следующей неделе вместе со вторым подобным автомобилем. К безусловным достоинствам новой машины относились ее ходовые характеристики. При нелетной погоде критических больных из районов республики приходилось транспортировать за сотни километров. Ясно, что отечественные УАЗики мало годятся для такой роли. Хотя именно они и составляли основу автомобильного парка республиканских учреждений здравоохранения.
Кстати, в конце 90-х годов этот парк уменьшился втрое — до 130 единиц техники. Так что эти Мазды — это первые новые автомобили для республиканской больницы за три года. В присутствии официальных лиц из министерства здравоохранения, Фонда медицинского страхования и руководства больницы автомобиль был освящен и таким образом подготовлен к выполнению своей специфической миссии. Приобрести его удалось с помощью правительства путем сложных взаимозачетов между железной дорогой, Фондом медицинского страхования и фирмой «Евросиб».
В 2003 году, когда Петрозаводск собирался отметить 300-летний юбилей, несколько наших отважных земляков собирались водрузить флаг Карелии на вершину мира — на Эверест. Об этом они сообщили после возвращения из экспедиции на Кавказ. Август 1999 года два петрозаводчанина Дмитрий Рынкевич и Станислав Минин провели в горах Северного Кавказа. Два этих смельчака составляли ровно одну треть членов карельской федерации альпинизма. За время, проведенное в горах, Дмитрий и Станислав покорили четыре вершины, включая Эльбрус, 5600 метров. «Восточный Эльбрус — потрясающее место. Кроме стелы стоит крест, а рядом с крестом — красный флаг коммунистической партии, такое возможно, наверное, только в горах», - улыбнулся Станислав. Карельского флага на Эльбрусе тогда не было. Зато возможно, через несколько лет он украсит собой Эверест, заверили журналистов. К юбилею Петрозаводска члены карельской федерации альпинизма планировали совершить восхождение на вершину мира. «Я люблю сложные скалы, карнизы, нависания. Вертикальный лед. Чем сложнее технически (то есть не физически), чем тяжелее, чем больше приходится думать на маршруте, тем интереснее», - признался скалолаз. В те годы для того, чтобы отправиться в любое путешествие, требовались средства. Видимо, поэтому тогда жители Карелии в горах Кавказа попадались крайне редко. А вот альпинистов из других регионов бывшего СССР Дмитрий и Станислав встречали там регулярно.
Группа из Самары состояла из 30 человек, а первая сборная Литвы по туризму смогла вывести в горы более ста спортсменов. Никакие другие опасности кроме естественных природных, по мнению петрозаводчан, в горах Северного Кавказа путешественнику не грозили. «За все время экспедиции, не знаю, может быть, нам повезло, никаких проблем у нас не возникло, - дополнил Дмитрий. - Местные, которых мы встречали, всегда махнешь им рукой, поприветствуешь, а они в случае чего покажут дорогу, как лучше пройти. Никаких проблем». Дмитрий и Станислав были уверены, что альпинизм в Карелии будет развиваться. В спортивном зале бывшей Слюдяной фабрики уже установили первый в республике стенд для тренировок скалолазов. В федерации альпинизма Карелии числилось всего 6 человек. Но людей, увлекавшихся этим видом спорта, на самом деле было гораздо больше. «Когда спускаешься с высоты вниз, попадаешь в цивилизацию и видишь, сколько там всего: радио играет, машины ездят, люди шумят — глохнешь!», - сказал Дмитрий. «Риск настолько велик, и настолько часто приходится жить с этим в горах, что становишься немножко другим человеком, возвращаясь оттуда. Становишься немножко прозрачнее, немножко тоньше. И самое главное — свободнее», - сказал Станислав.
Таким было 2 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?