19 декабря 2016, 08:00

Коммунальщики в Петрозаводске оставили дом без электричества

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 19 декабря в 1996 году.

Нелегко пришлось в эти декабрьские дни ровно 20 лет назад жителям домов в начале улицы Шотмана. Третий день они сидели без воды из-за случившейся на водопроводе аварии. Три дня без какой бы то ни было воды! Утром и вечером они выстраивались в очередь к машине, эту воду подвозящую. И вот наконец-то, как обычно поздно вечером, за дело взялись коммунальщики. Жители высказывали жалобы: «Все лето здесь лужа стояла, фонтан бил. Сколько звонили — никто не реагировал!» 

Коммунальщики оправдывались тем, что с первого же дня не могли приступить к работам из-за отсутствия горючего. Рабочим наконец-то дали топливо для техники, и оставили на всю ночь работать. Мастер, дескать, сказал — пока не сделаете, домой не уйдете. Однако беда не приходит одна. Остались жильцы еще и без электричества. Посмотрите конец этого репортажа, там замечательные кадры. Коммунальщик долбит ломом землю, и внезапно искры летят фонтаном.

Помните старую песенку — «срубил он нашу елочку под самый корешок». Конечно, елочки в лесу давно уже рубят не топорами, а тракторами. Показ своей новой техники Онежский тракторный завод проводил в декабре 1996 года в так называемых полевых условиях, на экспериментальной делянке между Древлянкой и Лососиным. Производить серьезную продукцию было в те годы не так-то просто.

А чтобы ее сбыть, необходимо показать товар лицом, то есть в действии. Поэтому онежцы взяли в привычку 3-4 раза в год проводить совещания по перспективным направлениям своих разработок. А заодно и выставку новых образцов. В роли зрителей обычно выступали столичные гости и хозяева леспромхозов Карелии и соседней с нею областей. На их суд петрозаводские тракторостроители представили два собственных лесовоза на гусеничном и колесном ходу и два лесовоза орловского производства, но спроектированные карельским научно-исследовательским институтом лесной промышленности. 

«Сказать, что плохо работает — нельзя, но и хвалить пока тоже еще нечего. Почему? Ну как... это макетный образец. Вот когда доведем до ума, можно говорить. Но опять — как доводить, если с финансами проблемы. Вот так и живем потихоньку», - доверительно сообщил работник ОТЗ. 
Жить как-то было надо, хотя бы потихоньку. А для этого было недостаточно гнать старые гусеничные модели, которые из-за дешевизны пользовались популярностью в Советском Союзе и странах соцлагеря. На то, что эти машины зверски уродовали почву, все закрывали глаза.

Появление «зеленых» и конкуренция с техникой западного производства хоть и со скрипом, но заставили по-новому двигаться механизмы Онежского тракторного. О массовом производстве и больших прибылях говорить было рано. Покупатель пошел грамотный и разборчивый. Семь раз отмерит, прежде чем заплатить: 

-Вас заинтересовал этот трактор? 
-Да. 
-А чем именно? 
-У нас подобная техника работает. Износилась, надо менять. 
-А технические характеристики вас устраивают? 
-Я их пока не знаю. Поэтому просим на испытания мы его. Вот год поработает, чтобы тысяч 20-30 леса перевез, и меньше поломок если будет, вот тогда всем лучше будет. 

Таким было 19 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1996 году?