27 ноября 2018, 08:00

Карельские парламентарии отказались внести поправки в Конституцию

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 27 ноября в 1998 году.

Ровно 20 лет назад лидером карельского отделения движения «Яблоко» был депутат Законодательного собрания Александр Чаженгин. В парламент Карелии он внес предложения по изменению карельской Конституции. Первое предложение Чаженгина касалось создания в Карелии однопалатного профессионального парламента, более дешевого и работоспособного, чем тот, что был тогда. А состоял он из 61 депутата. «Достаточно странная ситуация складывается, когда город Москва, в котором 7 миллионов населения проживает, имеет однопалатный парламент, 35 человек на постоянной основе. И ничего, справляются», - заявил Александр Валентинович.

Естественно, идея вызвала негативное отношение у присутствующих депутатов Палаты представителей, которым, собственно, и предлагается самоликвидироваться на будущих выборах через 4 года. «Население нашей республики, это непростая... Это не Москва или Петербург. И оставить без депутатов — это никакого тут демократизма я не вижу в этом деле», - признался заместитель председателя Палаты представителей ЗС РК Леккерев.Тем не менее, эта поправка была внесена на рассмотрение Палаты представителей, и, учитывая негативное отношение к ней, судьбу голосования предсказать было нетрудно. Иная судьба могла ожидать другую поправку Чаженгина — об упрощении процедуры импичмента председателя правительства и отставки кабинета министров. Она пришлась членам Конституционного комитета по душе, и по ней вынесли одобрительный вердикт.

На следующий день обсуждения этих предложений продолжились. Были приняты поправки, согласно одной из которых все законы с тех пор в обязательном порядке должен был подписывать председатель правительства, даже если он не согласен с этим законом, но на этом настаивали две трети депутатов. Поправка, предложенная Александром Чаженгиным вызвала наибольшую дискуссию.

Хотя единогласное негативное мнение у депутатов сложилось еще до обсуждения. «Прекрасно понимая, что законопроект будет, естественно, проголосован против, и все равно эта инициатива выдвигается», - обиженно заявил один из противников Чаженгина. Предложение Александра Валентиновича сократить Палату представителей, в компетенцию которой как раз и входили изменения Конституции, было вызвано многими причинами: «То есть ну давайте мы не будем тут друг в дружку кидать камни, потому что есть большие проблемы по этому поводу, и дело не в подсчете, дело в большей эффективности. Я думаю, не главный вопрос экономический, несмотря на то, что, безусловно, сокращение одной палаты приведет к экономии бюджетных средств, это бесспорно». Несмотря на очевидность исхода, депутаты потратили около полутора часов на споры о том, какая из палат работает над законами больше, и какая обходится бюджету дешевле.

Предложения Чаженгина были признаны заслуживающими внимания, но не своевременными. А при голосовании установили своего рода рекорд для корпуса депутатов нового созыва: ровно ноль голосов набрала инициатива Александра Чаженгина.

Другой законопроект касался выработки механизма импичмента председателя правительства. До сих пор в основном законе республики эта процедура не была прописана. И отправить в отставку как главу правительства, так и Законодательное собрание было практически невозможно. По проекту предполагалась следующая схема импичмента. Неоднократные нарушения Конституции или других республиканских законов председателем правительства должны быть зарегистрированы и признаны Конституционным судом. Затем вопрос выносится на совместное заседание двух палат на тайное голосование и должен набрать не менее двух третей голосов депутатов.

Если вопрос не проходит, то председатель правительства получает право в 30-дневный срок распустить парламент и назначить новые выборы. Хотя эта схема и получила симпатии большинства депутатов, но всех тех же двух третей для такого изменения Конституции не набралось. Таким образом, Александру Чаженгину не удалось провести обе свои поправки про импичмент и однопалатный парламент, грозившие существенно изменить конституционные основы власти в Карелии. Председатель правительства РК Сергей Катанандов прокомментировал это так: «Александр Валентинович интересную идею забрасывает. По-моему, она немножко преждевременна, он торопится, видимо, перед выборами в Думу застолбить этот вопрос. Сама по себе проблема однопалатного парламента мне симпатична, но я бы хотел, чтобы однопалатный парламент был все-таки не профессиональный. А так, как это было раньше. Чтобы он был понятен для людей. Выбирался. Был какой-то небольшой президиум. Скорей всего так, как это было при советской власти». Карельское Законодательное собрание, действительно, стало однопалатным. Но только после референдума в 2000 году.

Таким было 27 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.