Историю возведения вокзала рассказали специалисты Петрозаводска
65 лет назад в Петрозаводске было построено здание железнодорожного вокзала. Это сооружение сразу приобрело архитектурную ценность, став одним из примечательных памятников города. К этой дате журналисты телекомпании «Ника», архив которой мы используем при подготовке материалов нашей рубрики, решили отправиться на вокзал и снять о нем репортаж к юбилею.
Было это ровно 20 лет назад, и вокзалу тогда исполнилось 45 лет. Памятником архитектуры здание является и по сей день, время нисколько не умалило его ни эстетических, ни архитектурных достоинств. Хотя как раз сейчас в нем и проходит масштабный ремонт. Кстати, Петрозаводск — самый крупный после Санкт-Петербурга и до Мурманска населенный пункт на Северо-западной железнодорожной трассе. Старое деревянное здание на Товарной станции не могло отвечать всем требованиям приема и обслуживания пассажиров. Что и послужило поводом для строительства нового здания. Это здание уже могло претендовать на достойное представление города. Но кроме того проектировщики здания преследовали архитектурно-эстетическую цель при строительстве нового сооружения. Архитектор-реставратор Т.И.Вахромеева сообщила: «Одной из задач ставили — создать в Петрозаводске интересное какое-либо сооружение, акцент, который позволил бы хоть немножечко компенсировать наши утраты соборов, которые украшали город, которые были значительными вертикалями, ориентирами в городском пространстве».
Кроме того, благодаря установке здания в градостроительном отношении была создана ось между центральной улицей Ленина от Онежского озера и тогда еще до городских окраин, где проходила железная дорога. Приезжий архитектор Цепулин постарался воздвигнуть здание в стиле неоклассицизма, некоторое время весьма любимого в советскую эпоху. Специалисты также видят в здании вокзала отголоски Петровской архитектуры и некоторых строений Петербурга. Все это относит сооружение к числу памятников. И в задачи руководства вокзала в 2000 году входила поддержка здания на современном уровне без изменения его исторически ценного облика. В целом, несмотря на неважное состояние зала ожидания, вокзал соответствовал современным требованиям обслуживания пассажиров.
Главный инженер Петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров М.Ю.Рямзин заявил: «К началу летних перевозок будет открыт сервис-центр. Если говорить о крупных вокзалах Октябрьской железной дороги, то уже на всех вокзалах существуют такие сервис-центры. И мы тоже заканчиваем капитальный ремонт, и в рамках этого здания сервис-центр будет открыт». На 45-ом году жизни здание, выдержав два капитальных ремонта, оставалось визитной карточкой города. Его очарования не портили даже многочисленные бомжи, которым линейный отряд милиции милостиво позволял здесь иногда подработать. Один из них даже попытался «прописаться» на вокзале, но добрые сотрудники постарались решить его судьбу иначе. Ну и уют здешних мест оценили даже животные. Пес по кличке «Черномырдин» — один из постоянных провожатых и встречающих поезда.
Хорошие новости о наших коллегах! Газета «Лицей», которая ровно 20 лет назад выходила в свет еще в бумажном варианте, а не только в Интернете, была хорошо известна тем, кто следит в Карелии за хроникой культурной жизни. Это издание получило престижную премию во всероссийском конкурсе провинциальных изданий, пишущих о культуре. Конкурс, в котором приняла участие газета «Лицей», проводился в первый раз. Собрал он на удивление много участников — 89 изданий, сотрудники каждого из которых были свято уверены в том, что они одни в России тянут на себе груз журналистики, посвященной столь непопулярному и некоммерческому предмету, как культура.
Наше издание, которое так же поразило многих самим фактом своего существования, действительно, оказалось не совсем типичным. Проблематику образования и культуры почему-то никто другой увязать не догадался. Заместитель редактора Наталья Красавцева сказала: «Наш проект, я думаю, направлен именно на это. Чтобы поднять нашу культуру и заботиться о подрастающем поколении, на которое нахлынул просто шквал пошлости и цинизма. И писать о тех, кто этому противостоит. А таких людей и коллективов у нас в Карелии очень много». Журналы, посвященные культуре, которые издавали в соседних регионах, поразили высоким качеством полиграфии.
Впрочем, проблемы материальные для всех были общие. «Мы спрашивали, и все, конечно, прекрасно понимают, что в такое время каких-то сумасшедших тиражей ни у кого нет. Эти газеты и журналы выходят небольшими тиражами. От 1 до 5 тысяч. Но тем не менее они выходят. И именно вот эти издания, как подчеркивалось, и создают единое культурное пространство», - сообщила редактор газеты Наталья Мешкова.
Организаторы конкурса признавали, что работать с политической и экономической прессой было бы уже ошибочным, поскольку эти ресурсы направляются в первую очередь на не всегда пристойные политические и выборные разборки. В то же время пресса, посвященная вопросам культуры, прошла период становления и нуждалась в поддержке для дальнейшего развития. «Когда я посмотрела на замечательные издания, которые заняли первые два места («Лицей» наградили дипломом третьей степени — прим.ред.), это журналы. Знаете, это моя мечта. Мы должны стать журналом. Это перспектива. А когда это получится, и получится ли это вообще — я не знаю, но мечтать-то нужно», - рассказывала Наталья Николаевна. Журнал «Лицей» и сегодня существует, хотя вынужденно стал лишь электронным изданием, зато он ни на йоту не изменил своим принципам, и по-прежнему — семья, образование, культура — являются темами, о которых пишут его журналисты.
Таким было 11 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?