02 декабря 2022, 08:00

Единственный в своем роде гном поселился в сельской школе Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 2 декабря в 2002 году

Около трети жителей Пряжинского района ровно 20 лет назад составляли карелы, финны и вепсы. Больше половины населения поселка Крошнозеро и окружающих его деревень – как раз и были представителями финно-угорских народов. В Крошнозерской школе карельский язык преподавали с 1989 года. Как утверждали преподаватели, его с удовольствием изучали дети не только из карельских, но и из русских семей.

Изучение родного языка для многих 4-5-летних крошнозерцев начиналось со знакомства с карело-говорящим гномом Васей. Вероятно, это был такой единственный гном в мире. Не исключено, что его собеседники были самыми юными людьми на планете, которые изучали карельский язык. В поселке Крошнозеро детский садик находился в одном здании со школой. В школе карельский, родной для многих местных жителей язык начали изучать в 1989 году. В садике – в конце 1997-м. «Инициатором возникновения этого предмета в числе других явилась Лидия Ивановна Евсеева, наша учительница, карелка по национальности. Она хорошо владеет этим языком, и она начала вести карельский язык», - рассказывала директор школы в Крошнозеро Галина Саволайнен.

В этом поселке карелы составляли более половины населения. Карельский язык звучал во многих домах. Его можно было услышать в магазинах, других общественных местах.

«Есть родители, которые хорошо владеют карельским, а если есть еще и бабушки, то это вообще очень хорошо. Те дети, у которых в семье говорят на карельском, они проблем с языком вообще не испытывают никаких»,

- отметила директор.

Конечно, местные жители общались между собой преимущественно на русском. Десятилетия, когда языка коренной национальности КАССР как бы не существовало, не смогли пройти бесследно. Тем не менее, в речи даже тех крошнозерцев, у которых никогда не было в роду карелов, сегодня нет-нет да и проскочит словечко по-карельски. «Наша задача состоит не в том, чтобы все дети применяли этот язык в своей разговорной речи. А наша задача в том, чтобы культуру карелов возродить. А без языка культуру возрождать сложно. Нельзя забывать корни своего народа», - сказала Галина Саволайнен.

И вот как раз в тот период Госдума, а затем и Совет Федерации приняли поправки к закону о государственных языках. Было принято решение, что все они должны быть переведены на кириллицу. По большому счету эти поправки касались только Карелии и Татарстана. Причем, незадолго до этого Татарстан перевел свой государственный язык на латиницу. Наши депутаты ЗС РК сделали вывод, что нам не грозит объявить карельский нашим государственным языком, потому что он был именно на латинице.

Впрочем, член Совета Федерации РФ от Карелии Виктор Степанов утверждал, что у Карелии и не было такого намерения – объявлять карельский вторым государственным языком (хотя споры об этом нет-нет да и возникали в те годы). Он не увидел большой трагедии в том, что благодаря нелепой законотворческой инициативе придется переиздавать учебники карельского языка. Однако, Степанов был в корне не согласен с вынесенным решением. И он был одним из тех, кто голосовал против. К слову – голосовали против только трое.

«Ничего страшного здесь не присутствует, однако – тут два момента. Первый – мы говорили на заседании Совета Федерации о том, что нужно прежде всего уважать Конституцию. А статья 68 гласит, что «республики вправе устанавливать свои государственные языки». И в органах государственной власти, и в органах местного самоуправления, и в госучреждениях республик он употребляется наравне с государственным языком Российской Федерации», - процитировал Виктор Николаевич главный документ страны.

Неэтично, посчитал он, вмешательство законодателей в эти вопросы, как и в вопросы воспитания и образования детей национальным традициям и языкам: «Эти вопросы настолько тонкие, это вопросы духовности, вопросы психики людей. Представим себе – детей мы учим на латинской графике, создаем учебники, алфавит, а потом вдруг – бах – законодатель меняет. Это все равно что нейрохирург вскрывает голову и не там что-то где-то порезал!» Однако, депутаты, видимо, не вдавались в такие тонкости. Даже с лингвистами никто не посоветовался. Точки зрения определились еще до принятия этого закона, утверждал Степанов. И он не был намерен сдаваться. Вместе с Главой республики Сергеем Катанандовым они готовили обращение к Президенту РФ с просьбой не подписывать этот закон.

Таким было 2 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.