Добропорядочных арендаторов чуть не лишили торговых мест в Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 26 марта в 1999 году.

Конфликт разгорался 20 лет назад в стенах крупнейшего на тот момент в Петрозаводске универмага «Карелия-маркет». Во время визита в декабре 1998 года в Карелию мэра Москвы Юрия Лужкова, было принято решение о том, что в столице Карелии будет открыт специализированный магазин, торгующий изделиями предприятий Московского региона. Конфликт разгорелся, когда Петрозаводская мэрия попыталась претворить это решение в жизнь.

Основная цель создания магазина, напрямую торгующего товарами, произведенными в Москве и Московской области — донести их до широких карельских масс. Причем, по доступным ценам. Но как водится, любая благая идея может быть изменена до неузнаваемости национальными особенностями воплощения ее в жизнь.

Для нового учреждения торговли никто, естественно, здания строить не собирался. Во-первых, денег нет и не выгодно, во-вторых, в городе, даже в центре, было предостаточно пустующих торговых площадей. Председатель комитета по торговле мэрии Петрозаводска М.П.Сидоренко пыталась доказать торговцам из «Карелия-Маркета»: «Арендуется всего 1 тысяча 173 квадратных метра площадей. В то время, когда торговая площадь сегодня 2600». Но они уж точно лучше нее знали все про свои площади. Предприниматели, арендовавшие в то время торговые площади универмага, собрались в кабинете его директора, чтобы их точку зрения тоже выслушали. Никем не занятые участки этих площадей никого и не интересовали. Фирма «Торстен», ставшая неожиданно для всех ответственной за организацию московского магазина, предполагала разместить его на первом этаже, на территории, которую уже несколько лет использовали 12 других арендаторов, то есть по сути их вытеснить. Поименного списка жертв, причем, не написали и не сочли нужным довести до непосредственных участников событий. Поэтому к худшему готовились все обитатели первого этажа. У многих из них договор об аренде заканчивался уже 1 апреля. И никто не потрудился уведомить будущих бывших арендаторов о том, что их ждет уже через пару дней.

Из выступления председателя комитета по управлению муниципальным имуществом следовало, что чиновники надеялись на сообразительность сограждан, которые могли бы и сами догадаться, что пора «освобождать плацкарту». Он выяснил, что про магазин «Москвичка» арендаторы услышали совсем недавно, никто с ними переговоров не вел, и конечно, такое отношение к добросовестным налогоплательщикам было по меньшей мере странно. Российские предприниматели — люди, закаленные в боях с отечественной бюрократией. Их так просто не убедить добровольно сделать то, чего они делать не хотят. Поэтому будущее местоположение магазина с московскими товарами было определено не так уж окончательно и бесповоротно, как представлялось чиновникам городской администрации. Арендаторы собирались бороться за свое будущее.

Вытеснив добропорядочных налогоплательщиков с арендуемых площадей, чиновники обрекли бы их на безработицу. А в конце 90-х был очень сложный период в этом отношении. Официальные данные об уровне безработицы в нашей республике были занижены, как минимум вдвое. Такого мнения придерживался председатель республиканского правительства Сергей Катанандов. В 1999 году до 14% трудоспособного населения Карелии оставались без постоянного заработка. Ситуация на рынке труда стала предметом пресс-конференции министра труда и занятости республики Валерия Бессонова.

Сотрудники любой биржи труда знают по опыту, что с наступлением весны количество безработных, осаждающих кабинеты Центра занятости в поисках работы и пособия, заметно уменьшается. Это связано с сезонностью работ. В целом в течение 1998 года в Службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось более 39 тысяч безработных. Из них было трудоустроено 18 тысяч 148 человек. И тем не менее, официальные цифры безработицы по Карелии были: 5,9% — а это 23 с лишним тысячи нетрудоустроенных граждан. Конкурс на одно свободное место составил 38 безработных. Разумеется, при таком положении дел на рабочем рынке трудоустроенные граждане терпеливо сносили все тяготы наших трудовых будней, куда входили и многомесячные задержки зарплат, и нарушения техники безопасности. Совместными усилиями гострудинспекция и прокуратура выявила 173 случая откровенно незаконной задержки зарплат.

Надо ли говорить, что главы этих предприятий не пострадали. Некоторые надежды само министерство труда и занятости и даже некоторые доверчивые граждане возлагали на указ Президента от 15 марта. Последний грозил уголовной ответственностью за невыплату пенсий, зарплат и пособий. Наказанием служили штрафы до 200 МРОТ и в особо тяжких случаях лишение свободы сроком от 2 до 7 лет. Что же касается охраны труда, то главы многих предприятий считали это недопустимой роскошью в наше безработное время. И в 1998 году таким образом произошло 24 несчастных случая со смертельным исходом, при которых погибли 28 человек, в том числе 3 женщины и подросток.

Таким было 26 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.