Чиновники правительства Карелии лично прошлись по рынкам прицениться
Ровно 20 лет назад созданная, чтобы решать вопросы экономического кризиса, республиканская Временная чрезвычайная комиссия заседала каждый день. На иные заседания даже не пускали журналистов, поскольку придумывать пути решения болезненных вопросов продовольствия и цен, приходилось в том числе и не совсем законными методами. Но зато после заседания журналистов пригласили принять участие в экстренном рейде по торговым точкам столицы Карелии. Первым делом навестили одну из еще функционировавших в городе автозаправок.
Свободно здесь продавался финский, 95-ый бензин по цене 6 рублей. 92-ой и 76-ой по ценам 3.60 и 1.90 отпускали лишь по заключенным ранее договорам для автомобилей оперативных служб. Ситуация с топливом была не блестящая, поставки из-за рубежа прекратились, а из Кириш и Ярославля все шло на экспорт. Хозяева заправок готовы были брать бензин по любой цене и у того, кто даст. Главное, чтобы хоть что-то было в резервуарах. Про завышение цены не думали, потому что повышать ее было не на что: народ разобрал весь остававшийся дешевый бензин. Видимо, впрок.
Изучать уровень цен в торговле продовольственными товарами проверяющие отправились в крупные магазины. Что не очень понятно, если учитывать, что основной оборот розничной торговли в конце 90-х складывался за счет мини-рынков. Но зато в крупном магазине можно было легко провести документальную проверку. Итак, цены в сентябре 1998 года в универсаме «Меркурий»! Буханка черного — 3.10, белый хлеб 2.80, сосиски 33-34 рубля, полукопченые колбасы 42-48, растительное масло 39, сахар 15, десяток яиц — 8. Соли, крупы и макарон на прилавках не наблюдалось. По «до дефолтным» ценам можно было купить лимонад в банках, пиво и водку. Начальник отдела цен минэкономики РК Л.Г.Запривода горестно попеняла магазину: «По универсаму «Меркурий» можно сделать вывод, что вообще на товары первой необходимости, как хлеб, торговая надбавка, на наш взгляд, высока — до 29%. Это много. На растительное масло — до 30%.
На яйцо — до 35%». Правительство республики заявляло, что оно все контролирует и даже управляет ситуацией с продуктами первой необходимости. В то же время, по оценкам специалистов, с середины августа на некоторые товары цены выросли в 3 и даже 4 раза. Магазины заявляли, что распродали почти все свои запасы, а крупные оптовые базы закрылись, и поставки осуществляли лишь отдельные частные предприниматели. Помните пустые полки в сентябре 1998 года? Пишите в комментариях о своих впечатлениях!
А утром по инициативе производителей хлебобулочных изделий состоялась общая встреча с представителями администрации. И кажется впервые за долгое время беседа по преодолению сложившейся ситуации носила конкретный характер. На вопросы правительства «Что делать?» — народ уже давно ответил: «Сухари сушить». Призывы бизнесменов и финансистов не паниковать и не скупать все подряд, успеха не имели. Доверие к правительству упало так быстро и так низко, что и рублю за ним не угнаться.
И по мнению хлебных производителей, которые собрались с городской властью в баре «Кивач», этот ажиотажный спрос — одна из причин роста цен и грядущего обвала предприятий. Известный сегодня в Петрозаводске предприниматель и кондитер Валентин Сватовой тогда работал в «хлебной» отрасли, он заявил: «Сейчас искусственно создается ажиотаж. Люди скупают хлеб. Заметьте: наверное, каждая пекарня и хлебокомбинат, наверное, особенно должен был отметить, что увеличилась в первую очередь реализация ржано-пшеничных сортов, а это значит, что люди сушат сухари!» В сентябре 1998 года все пекарни, в том числе и частные, работали на пределах своих мощностей. Продолжая завоз в магазины до 9 часов вечера, пекари тем не менее не могли выполнить все заявки, ведь суточная норма раскупалась за час. Это была одна из проблем.
Вторая — цены на муку и прочие составляющие хлеба. Ситуация, при которой мука 8 рублей, а хлеб в 4 раза меньше, долго длиться не могла: «Не выгодно выпускать хлеб. Все прекрасно это понимают». В итоге задушевной беседы пекари и власти пришли таки к обоюдным соглашениям. Во-первых, цена на хлеб возрастет, но постепенно. Во-вторых, предприятия намерены составить личную калькуляцию с указанием использования продуктов, сорта муки и производительности. В этом случае городская власть должна была помочь, чем сможет. В-третьих, в экстренном порядке будет решаться вопрос с
тарифами на электроэнергию для хлебопекарен. Их обещали снизить в два раза. Ну и в-четвертых, сдоба, которой угостили собравшихся на заседание, должна была исчезнуть, так как предприятиям выгоднее было перейти на дешевый и низкорецептурный хлеб. Все эти меры позволили остаться хлебу в городе и сохранить на первый источник питания человеческие цены. «Хлеб должен быть, причем, хлеб должен быть утром, когда идет человек на работу и хочет купить, и вечером, возвращаясь с работы, он должен купить хлеб. А не толпиться в очереди, как в 1992 году!», - подытожил первый заместитель мэра Петрозаводска Аврам Склярский.
Таким было 14 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.