12 ноября 2021, 08:00

Благодаря московским врачам новую жизнь начали пациентки РБ, но не все

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 12 ноября в 2001 году

В республиканской больнице ровно 20 лет назад в рамках ежегодного семинара были проведены две уникальные операции. Выполняли их московские врачи. В нашей республике это был первый опыт подобных операций с применением современных технологий. Вообще, подготовка к этим операциям шла давно. Современная методика ее проведения существовала в мире на тот момент уже пять лет. Евгений Растегаев, заведующий отделением гинекологии РБ сказал: «К нам она пришла лишь в этом году благодаря коллегам из Москвы, которые согласились приехать и показать нам эту операцию».

Опустим медицинские подробности, скажем только, что журналистам позволили встретиться с пациентками, которые перенесли операцию, на третий день после нее. К этому времени они самостоятельно двигались и чувствовали себя превосходно.

«Я считаю, что это второе рождение. Совсем другие ощущения. То, какой дискомфорт был раньше, этого теперь нет. Отсутствует полностью. Жизнь теперь изменится», - говорили женщины.

По мнению специалистов, это была несложная операция и ее могли выполнять и в условиях нашей больницы. Но главная проблема состояла в финансовой стороне дела. Расходный материал, который требуется для одной операции, стоил 600 долларов. Таких денег у больницы, конечно, не было. Две операции, которые проводили московские врачи в качестве показательных, были оплачены спонсорами. В том числе американской фирмой «Джонсон и Джонсон», а также республиканскими компаниями – «КарелПотреб» и «Ляскеля». И как бы ни были благодарны пациентки спонсорами, никто не брался постоянно оплачивать подобные операции. А ведь по статистике в Карелии женщин, страдающих подобным недугом, было порядка 40%. По всей видимости искать средства на несложные операции им предлагалось самим.

Осенью 2001 года власти города заявили о том, что отныне маршрутки придется оснастить кассовыми аппаратами. Нововведение хотели ввести с 1 декабря. Вместо билетов пассажирам обещали выдавать чеки. Это было связано с тем, что в России был закон о применении контрольно-кассовых машин, согласно которому они должны были устанавливать в маршрутных такси. А наши маршрутки относили себя к общественному транспорту, который под действие закона не подпадал. Но мэр решил перевести все микроавтобусы в ранг «маршрутных такси», чем вызвал новую бурю возмущения частников, которых и так в те годы сильно «прижимали».

Если в городских маршрутных такси введут контрольно-кассовые аппараты, то ездить в них станет очень дорого – это сразу стало понятно. Новшество ввести пытались вопреки воле частных перевозчиков и пассажиров. Постановлением мэра Демина все микроавтобусы, которые возили пассажиров, должны были перейти из общественного транспорта в разряд маршрутных такси. Именно такие такси подпали под действие закона об установке контрольно-кассовых аппаратов. Частники упорно отказывались признавать свой новый статус.

«Мы маршрутными такси не являемся. Частный транспорт выполняет функции общественного, работает по утвержденным маршрутам, по согласованным расписаниям», - говорила Надежда Бабарова из Лиги частного бизнеса.

Частники считали, что установку касс им навязывают несправедливо. А все якобы потому – что закон налоговые органы прочли, но не разобрались в нем.

«К закону есть определенные дополнения. И в этих дополнениях общественный транспорт и мы имеем право работать при наличии отчетной документации, то есть билетов», - отметила Бабарова.

Свои права частный транспорт собирался отстаивать в суде. То есть тратить свое время, силы и деньги на то, чтобы горожане по-прежнему ездили за пять рублей. В противном случае цена поездки обещала вырасти вдвое. И водителю стало бы сложнее работать: вместо того, чтобы следить за дорогой, им пришлось бы пробивать чеки. Анатолий Булдаков, руководитель налоговой инспекции по Петрозаводску предлагал такой выход: «В каждом маршрутном такси помимо водителя может появиться дополнительный сотрудник, выполняющий функции кассира». В этом случае пассажиров в маршрутках заметно поубавилось бы, не всякий будет платить десять рублей за билет, если ему пятерка – красная цена.

Таким было 12 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.