Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал

БЕЛОМÓРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНÁЛ (ББК), канал, соединяющий Белое море (в р-не г. Беломорска) с Онежским оз. (у пгт Повенец). Водный путь из ц. страны на С. был известен уже в 16―17 вв. Летом 1702 через эти места тысячи рус. крестьян проложили знаменитую «Осудареву дорогу». Неоднократно разрабатывались проекты стр-ва канала в 19 в. Однако ни один из них не был реализован из-за большого объема работ, требовавших огромных финансовых затрат. Решение о сооружении канала было принято в февр. 1931 Советом труда и обороны (СТО) СССР. Эта задача была возложена на специально организованный Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь (подробнее см. ГУЛАГ  ОГПУ). Си-лами заключенных (более 100 тыс.) через 21 мес. стройку удалось завершить, и летом 1933 ББК был сдан в эксплуатацию. В результате водный путь между Балтийским и Белым морями сократился в 4 раза, улучшилась трансп. связь между сев. р-нами страны, с одной стороны, центр. и юж. ― с другой, создавались условия для хоз. освоения обшир-         ных терр. Сооружение до сих пор считается уникальным: канал ср. глуб. 5 м, дл. 227 км (из них искусственные пути состав-ляют 37 км) включает более 100 сложных гидротехн. сооружений ― 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и др. устройств. Он имеет 2 склона: юж. (Балтийский) и сев. (Беломор.), соединенных водораздельным бьефом. Юж. склон расположен в долине р. Повенчанки; его дл. ― 10 км, разность уровней воды ― 70 м. На нем построены 7 шлюзов. Водораздельный бьеф дл. 22 км состоит из неск. оз. (Узкое, Выгозеро и др.) и водораздельного канала. На сев. склоне протяженностью 190 км трасса ББК проходит по озерам, спрямленным руслам рек (в осн. р. Ниж. Выг) и каналам, соединяющим отд. озера и реки. Разность уровней воды (102 м) преодолевается здесь за счет 12 шлюзов. В годы Вел. Отеч. войны гидротехн. со-оружения канала подверглись значит. разрушениям (в т. ч. 8 шлюзов, 19 плотин и дамб). После освобождения в 1944 всей зоны канала были осуществлены восстановит. работы. В 1946 судох-во по всей линии ББК возобновилось. Канал входит в состав единой глубоководной системы европ. ч. страны. При его проектировании судоходная задача рассматривалась как ч. комплексной программы ― сооружения в последующем при плотинах канала крупных гидростанций. К нач. 21 в. водная система ББК представляет собой каскад водохранилищ и гидроузлов.
Лит.: Чухин И. И. Каналоармейцы. Петрозаводск, 1990; Макуров В. Г. Беломорско-Балтийский комбинат в Карелии. 1933―1941 // Новое в изучении истории Карелии. Петрозаводск, 1994; История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001; Гнетнев К. В. Канал: Беломорско-Балтийский канал. 1933―2003. Петрозаводск, 2003.
В. А. Карпечко, В. Г. Макуров