11 марта 2015, 17:53

Звезда телесериалов променял в Петрозаводске пистолет на пуанты

<p>Актер Алексей Шутов выйдет на сцену Музыкального театра Карелии в новом балете Кирилла Симонова «Сон в летнюю ночь».</p>

Какую роль Алексей Шутов, известный по сериалам «Вызов», «Ефросинья» и «Возвращение Мухтара», играет в балете? Будет ли танцевать? И что это за удивительный «Сон...», подобного которому еще никто в мире не видел? Об этом в эксклюзивном интервью с актером.

Я доверяю

— Алексей, первый вопрос, конечно, о том, как вы попали на сцену нашего Музыкального театра, да еще и в балет?

— Мой педагог из ВГИКа режиссер Марина Витальевна Перелешина давно работает с Кириллом Симоновым. Когда у них появился замысел соединить настоящий балет с настоящей драмой, она порекомендовала меня. Мне показалась эта идея очень интересной. Есть множество замечательных спектаклей с танцами, есть драматические балеты, но вотчтобы совместить профессиональный балет и драму, тем более Шекспира, — это двойной вызов.

Здесь все необычно, все — эксперимент. Я как драматический актер, привык работать по-другому: разборы, подготовительный период, когда идет анализ текста, рассуждения о персонажах… А тут этого было немного. Определили, что берем из пьесы, кто что говорит... Основная же постановочная работа связана с танцем. И я, видя прекрасных балетных артистов, приходил в ужас от непонимания и отчаяния, что же мне делать? Но как только Кирилл начинает помещать моего героя в свой рисунок, что-то проклевывается.

Я вообще очень доверяю Кириллу. Я видел его балеты, общался с ним, наблюдал, как он разговаривает с другими людьми — с драматургами, режиссерами, художниками. Это невероятно талантливый человек, к тому же еще авантюрист, в хорошем смысле слова, и у него очень хороший вкус. Все вместе в нем совпало, поэтому ему стоит доверять. Если меня посещают какие-то сомнения, а в этой работе их огромное количество, то я просто «отпускаю себя» и... доверяюсь Кириллу. Вообще, есть две формы работы в драматическом искусстве: от внутреннего к внешнему, когда ты собираешь историю, и у тебя рождается рисунок роли, и наоборот — от внешнего к внутреннему. Здесь именно такая ситуация. Существующий рисунок, серьезный, острый, — это танец, который уже практически весь поставлен.

Балет может все!

— Ваш герой — рассказчик?

— Скорее, персонаж. Это Оберон, царь эльфов. Но мы его историю пытались для себя «приземлить», представив неким высокопоставленным чиновником, для которого весь остальной мир — челядь. И эти два мира взаимодействуют, влияют друг на друга. Если наверху разлад, то народу стоит бояться...

— Очень жизненная ситуация...

— Это же Шекспир! Хотя у него Оберон немного другой — проказник, который устраивает неразбериху.

— Вы в спектакле танцуете?

— Да, но я не пытаюсь подражать профессионалам, потому что сразу видно, что я не «балетный», даже если вывернусь наизнанку... Но я двигаюсь вместе с ними, и есть несколько номеров, которые мы танцуем вместе. Мой персонаж Оберон может все: говорить, танцевать, выносить мозг своей жене...

— Жену Оберона Титанию играет тоже драматическая актриса?

— Нет, это балерина, потрясающая Алевтина Мухортикова.

— Она произносит текст?

— У артистов балета есть немного слов, но Аля, по-моему, ничего не говорит, хотя работа над спектаклем еще идет, может быть, и у нее появятся реплики... Она удивительная! «Анну Каренину» видели? Это невероятно, как настолько тонко балет может передать литературное произведение, выразить внутреннее терзание человека. Я несколько раз был в состоянии шока от того, что происходило на сцене, а когда Кирилл Анну-Алю выпустил в зал, для меня это стало каким-то откровением. Она, истерзанная метаниями, любовью и осуждением людей, вышла безумная, счастливая. Это было круто!

— В новой постановке Кирилл Симонов решил соединить балет с драмой. Неужели балету не хватает собственных выразительных средств, чтобы представить шекспировскую комедию?

— Мне кажется, Кирилл Симонов ищет новое. Выразительности ему хватает: он без слов может передать все. И в этой работе он очень высоко поставил планку. Ему важно, чтобы в балете были заняты не просто драматические актеры, которые разговаривают во время танца, комментируют его, а чтобы случилось совмещение двух видов сценических искусств. Я участвую в этом эксперименте, и мне это интересно. Впрочем, о результате судить будут зрители.

То, что люблю

— Вы любите эксперименты?

— Конечно, да и как творческому человеку не любить эксперименты?!

— А много ли было их у вас в карьере, в жизни?

— О количестве не скажу, мне довольно того, что они есть. Я боюсь высоты, заставил себя прыгнуть со скалы в море. Эксперимент отчаянный, на преодоление…

— Ситуация в театре похожа?

— Нет, конечно. Здесь театр, это то, что я люблю.

— В одном из интервью вы сказали, что в съемочной группе важно, чтобы люди совпадали по крови. В Петрозаводске такое случилось?

— О, балетные артисты очень отличаются от драматических. На съемках кино, например, актеры все время балагурят, у них все на виду, все эмоции. У балетных иначе. Приходишь на репетиции один день, другой, третий.... И не понимаешь человеческих отношений, ведь есть же среди них семейные пары, но где муж и жена?! Танцоры постоянно работают, репетируют. Съемочная площадка и балетный класс очень отличаются... Но главное, произошел контакт с Кириллом. Это самое важное.

— А вы когда-нибудь танцевали на сцене в спектаклях?

— Современная драма вплотную сотрудничает с танцем. И я участвовал в спектакле у Сергея Виноградова, актера и режиссера, который в свое время работал с Романом Виктюком. Спектакль был насыщен танцами и пластикой. Участвовал в интересной постановке Елены Каравашвили, где не было ни единого слова, хотя играли в ней только драматические актеры, но благодаря образному пластическому решению спектакля зрителям все было понятно. Так что я не чужд танцам, но здесь другое, здесь — танец самого высокого уровня.

Мне повезло

— Вы востребованный актер в театре, кино, а есть ли роли, которые хотели бы сыграть?

— Нет, я не мечтаю о каких-то ролях, но мне нравятся хорошие тексты, хорошая литература. Очень нравится спектакль по «Обители» Захара Прилепина, который поставила Марина Перелешина. И это тоже очередной для меня эксперимент – совмещение литературы, рэпа и драмы. В планах есть посетить Петрозаводск с этим спектаклем. Там замечательный язык, просто шикарные тексты, которые произносишь с удовольствием. Вообще, в театре монологи и диалоги звучат хорошо, герои объясняются в любви — заслушаешься, а в жизни все не так. Не знаю людей, которые говорили бы, что у них было невероятное объяснение в любви...У меня, например, это просто катастрофа: заикаюсь, запинаюсь, как лошадь со сломанной ногой... А в театре возможно все.

— Многие известные актеры не с первой попытки поступали в театральные вузы, а вы, мальчик из Якутска, сразу со школьной скамьи пересели на студенческую во ВГИКе.

— Мне повезло. На курс набирали целевую этническую группу из Якутии...

— Вы не похожи на якута…

— Я не похож на якута. Но мой одноклассник, якут по национальности, из творческой очень интеллигентной семьи, подошел ко мне и сказал, что родители заставляют его идти на прослушивание к Филозову, но он не хочет быть актером: «Ты хочешь, иди». «Я же русский. «Ну и что?!» Меня не прогнали, а могли сказать: «Поезжайте в Москву, там поступайте...», но мне повезло.

Город у озера

— Вы сыграете премьеру в Петрозаводске, потом будете приезжать на каждый спектакль сюда?

— Такая профессия, ты можешь жить где угодно... Я вот долгое время снимался в Киеве, в Белоруссии ...

— И, как признались в одном из интервью, даже квартиру в Минске купили.

— Да, я там осел, определил место, где мне комфортнее.

— А чем комфортнее?

— Там красиво, чисто... Для меня это важно, потому что все окружающее тесно связано с внутренним комфортом. А в Белоруссии ты получаешь эстетическое удовольствие и понимаешь, что этот народ не временщик, он хочет передать страну своим детям.

— Петрозаводск, к сожалению, не может похвастаться идеальной чистотой.

— Я приехал сюда в начале января и словно попал в детство: все заснежено, мороз. Я ходил в восторге, тем более мороз небольшой, всего 10-15 градусов, не так, как в Якутске. Та же красота, только ощущение другое. У вас очень красивый город, особое впечатление создает озеро, оно красит город. И природа в нем ощущается. Я был в Карелии лет 6 назад на съемках сериала «Вызов», они проходили на Онежском озере. Тогда мы все просто влюбились в Карелию, в выходные ездили к реке и на водопад...

— А сейчас удалось куда-нибудь съездить?

— Времени нет...