04 августа 2015, 00:02

Взбесившиеся автобусы. Кто виноват в срыве пригородных автоперевозок?

<p>"Сломать сломали. Теперь придется восстанавливать", - так в госкомитете по транспорту Карелии объяснили срывы пригородных и междугородних рейсов пассажирских автобусов.</p>

1 августа многие автобусы отправились в рейсы из Петрозаводска по новому расписанию, вызвав недоумение у  пассажиров. Граждане, привыкшие, что время движение автобусов обычно меняется только дважды в год переходом с зимнего на летнее расписание и обратно, не ожидали подвоха в августе. Социальные сети буквально «кишели» жалобами и раздраженными сообщениями, рассказывающими о том, кто, куда и почему не доехал.  Кто-то из пассажиров пропустил свой рейс, другие не смогли уехать, третьи махнули рукой, так и не дождавшись автобуса. К сумбуру с расписанием, добавились и проблемы с невыходом на линию нескольких автобусов. 

Пассажиры преувеличивают?

Сколько же автобусов не вышло 1 августа на свой маршрут? Начальник отдела госкомитета по транспорту Александр Левченко утверждает, что появившаяся в социальных сетях информация о пятнадцати сорванных маршрутах далека от реальности.

Мы провели проверку, запросили докладные записки от перевозчиков. 1 августа от автовокзала было осуществлено 210 рейсов,

- сказал Левченко.

По его информации, была задержана отправка восьми рейсов, а по семи маршрутам возникли проблемы, связанные с техническим состоянием транспорта. Из этих семи рейсов фактически не выполнено четыре, а на трех маршрутах перевозчик произвел замену неисправных автобусов.

По одному рейсу автоперевозчик был вынужден осуществлять пересадку пассажиров в поселке Матросы, так как автобус сломался и дальше не поехал. Перевозчик с некоторым опозданием представил другой автобус. Это плохо, но это предусмотрено договорными обязательствами,

- заверил чиновник госкомитета.

По его словам, пассажиров трех из четырех не состоявших рейсов удалось пересадить на другие автобусы, пусть и со значительной задержкой во времени. Таким образом, 1 августа был полностью провален из-за технической неисправности автобуса только рейс по маршруту Петрозаводск – Кемь - Калевала.

Александр Левченко назвал компании, которые сорвали 1 августа рейсы. Это «Транском», «Инлайн» и «Карелавтотранс». По его словам, «с них и спросят». Правда, он признал, что воздействовать на победителей конкурса госкомитет может только морально, ведь для разрыва отношений нужно, чтобы автоперевозчик за месяц сорвал чуть ли не 20% от запланированных рейсов.

Согласно сведениям диспетчерской службы петрозаводского автовокзала, из-за технического состояния автобусов 1 августа не вышло на маршрут 5 автобусов (маршруты компаний «Инлайн», «Транском», «АТК» и «Карелавтотранс»), 2 августа – 6 автобусов («АТК», «Инлайн» и «Транском»), 3 августа – 4 автобуса («Инлайн» и «Карелавтотранс»).

Кого накажут за срывы рейсов?

Страсти вокруг пригородных и междугородних автобусных перевозок с разной степенью интенсивности кипят около года. Конкурс на право осуществлять автобусные перевозки не раз становился предметом судебного разбирательства. Карельские автоперевозчики жаловались, что предложенная республиканским госкомитетом по транспорту новая схема автобусного сообщения, предусматривающая вместо 98 маршрутов всего 4 лота, фактически является непреодолимым барьером для небольших автотранспортных предприятий республики. Карельские автоперевозчики были уверены, что в Карелии сознательно расчищается площадка для прихода питерских компаний и предрекали серьезные неприятности пассажирам.

30 июня госкомитет по транспорту все же провел конкурс, в котором победу одержали четыре компании: ГУП РК «Карелавтотранс» (директор Каштанова), ООО «АТК» (директор Праневич), ООО «Транском» (директор Праневич), ООО «Инлайн» (директор Сидоренко). 13 июля госкомитет заключил с победителями договоры, было утверждено новое расписание, которое появилось на официальном сайте ГУП РК «Карелатотранс» и в помещении петрозаводского автовокзала.

Расписание, которое третий раз меняют за полгода, - это перебор,

- сказала директор «Карелавтотранса» Эльвира Каштанова.

Она согласна, что на месте обычного пассажира было очень сложно догадаться о том, что в августе вдруг ни с того, ни с сего сменится расписание. По ее мнению, это недоработка госкомитета по транспорту, который является организатором автобусного сообщения в республике, но при этом не потрудился через СМИ предупредить пассажиров об изменении расписания.

Почему же госкомитету никак не удается навести порядок в области пассажирских перевозок?

Не все сразу. Сломать мы уже сломали вот этими передрягами. Теперь это нужно восстановить,

- сказал Левченко, подразумевая многомесячные споры, в том числе и судебные, в течение которых госкомитет проталкивал свой план укрупнения лотов.

После раздела автобусных маршрутов между четырьмя компаниями, по мнению Эльвиры Каштановой, государственному предприятию «Карелавтотранс» работать стало и проще, и  более интересно, с экономической точки зрения. Она рассказала, что на тех маршрутах, где необходимы автобусы небольшой вместимости, которых у «Карелавтотранса» вообще нет, предприятие привлекает, как это принято теперь говорить, «третьих лиц». Фактически речь идет о субподряде, от которого несколько лет назад в Карелии всячески пытались уйти. Так, например, в поселок Ладва-Ветка, на станцию Деревянка (это один из сорванных 1 августа рейсов), в Пудож вместо «Карелавтотранса» перевозки осуществляют «третьи лица», то есть другие автоперевозчики.   

Одновременно «Карелавтотранс» выступает в качестве субподрядчика у других победителей конкурса, когда необходимо вывести на маршрут автобусы большой вместимости.

Определить, какая конкретно компания осуществляет ту или иную перевозку, теперь крайне трудно. Формально существуют четыре победителя, которые фактически по уши увязли в субподрядных отношениях. Станет ли от обилия «третьих лиц» автобусное сообщение в Карелии более качественным, большой вопрос. Недаром Александр Левченко не решился назвать, сколько конкретно автотранспортных предприятий трудится у компаний-победителей. Он считает, что это не так важно, так как ответственность в итоге лежит на официальных «держателях» автобусных маршрутов. Учитывая, что госкомитет за срыв маршрута может разве что пожурить, ответственность эта для победителей конкурса, прямо скажем, не обременительна.

Эльвира Каштанова уверена, что сегодня улучшить транспортное сообщение может более тесное взаимодействие между компаниями-победителями. Она считает, что необходимо создать единого оператора, который бы, учитывая реальный пассажиропоток по числу проданных билетов, мог бы определять, автобус какой вместимости необходимо выставить на тот или иной рейс. Функции такого оператора «Карелавтотранс» готов взять на себя. Но для этого необходимо принципиальное решение на уровне карельского правительства.

Исчезнувший автобус

Во время нашей беседы с директором «Карелавтотранса» в администрации автовокзала появилась молодая женщина, которая рассказала, что 1 августа два часа прождала следующий из Беломорска в Петрозаводск автобус на трассе в районе развилки поселка Идель, но так и не смогла уехать. Светлана заметила, что покупала билет на петрозаводском автовокзале.

Я уезжала из Петрозаводска 30 июля, купила сразу билет туда и обратно. В кассе я спросила, во сколько 1 августа автобус остановится на идельской развилке. Здесь официальная остановка автобуса. В кассе мне не смогли ответить, я спросила у водителя, когда ехала в ту сторону. Приехала за 40 минут до предполагаемого отправления автобуса, прождала положенное время, потом позвонила в кассу Беломорска. Мне сказали, что автобус должен вот-вот приехать. Я прождала еще час, еще раз позвонила в Беломорск. Там связались с диспетчерской службой и ответили, что автобус уже за Сегежей, мол, ждать бессмысленно.

Светлана продемонстрировала свой билет, где, действительно, не было никаких указаний времени отправления автобуса. По словам женщины, ей пришлось на следующий день добираться до Сегежи и оттуда покупать билет до Петрозаводска.

- Я ехала с похорон, так что мне такие путешествия были, конечно, не в кайф. Но это не смертельно. Пришлось, конечно, попереживать, - заметила пассажирка.

Эльвира Каштанова не скрывала, что в рассказ об исчезнувшем автобусе ей верится с трудом. По ее мнению, женщина просто опоздала на автобус, а теперь решила вернуть деньги. Несмотря на это, просьбу о возврате билета Светлане без лишних вопросов удовлетворили. Выяснилось, что по маршруту Беломорск – Петрозаводск, который закреплен за ООО «АТК», курсирует автотранспорт «третьего лица». 

Антонина Кябелева