24 марта 2016, 08:50

А ведь их предупреждали. Дорожная отрасль и пригородные перевозки достигли дна

Депутаты опасаются, что градус транспортной недоступности доведет Карелию до кипения.

Перебои с автобусным сообщением и неудовлетворительное содержание региональных дорог  давно превратились в главные темы, которые попеременно, словно братья-близнецы, всплывают на заседаниях транспортной комиссии Законодательного собрания РК, традиционно вызывая бурю депутатского негодования. 22 марта они сошлись вместе.

Народные избранники привычно возмущались, сотрясали пухлыми стопками обращений от избирателей, выражали недоверие чиновникам и в качестве последней инстанции внимали к главе Республики Карелия.

Вызываю огонь на себя 

Первым в повестке дня значился вопрос о содержании региональных дорог.

- Честно говоря, мы уже девальвируемся вместе с исполнительной властью... Мы говорим об одном и том же раз за разом, - начал с самокритики депутат ЗС РК Николай Макаров. 

В прошлом году, напомним, питерская компания "Ремстройкомплект" (РСК) выиграла конкурс на содержание автомобильных дорог Карелии на пять лет. Карельские ДРСУ оказались у РСК на субподряде, так как из-за укрупнения лотов сами не смогли принять участие в конкурсе. Приемку выполненных работ генподрядчик передоверил ООО «Служба заказчика», которую депутаты называли не иначе как фирмой-прокладкой.

Присутствующие на комиссии директора ДРСУ в один голос говорили, что под нажимом РСК они вынуждены отдавать 20-25% денег питерской компании-победителю. 

Нынешняя не самая снежная зима стала настоящим испытанием для жителей республики. Возмущение граждан ужасающим состоянием карельских дорог вылилось даже в обращение к президенту страны. Депутат Вадим Андронов сообщил, что из-за неудовлетворительных дорожных условий нынешней зимой произошло 63 ДТП, в которых погибли 14 человек.    

Объясняя депутатам причины очевидного провала, и.о. заместителя главы РК Игорь Ширшов фактически принял огонь на себя, возложив ответственность за плохое содержание дорог на республиканскую власть.

- По ряду причин финансирование этих работ не осуществлялось. Первый платеж в адрес подрядчика поступил в декабре, - тихим голосом произнес Ширшов. 

Заместитель губернатора рассказал, как тяжело было РСК трудиться, не получая денег.  Он признался, что на месте "Ремстройкомплекта" побоялся бы на таких условиях ввязываться в госконтракт. Игорь Ширшов оправдывает и появление «Службы заказчика», которая выполняет роль буфера между генподрядчиком, которому не платит республика, и субподрядчиками, которые выполнили работы и хотят получить за свой труд деньги.

Депутаты интересовались и судьбой госпредприятия «Мост».

Ширшов признался, что ГУП РК «Мост» фактически при смерти и его уже не спасти.  

Переходя ко дню сегодняшнему, Игорь Ширшов заметно оживился. Сейчас, уверяет он, ситуация стабилизировалась и «более ритмично пошли средства субподрядчикам». 

Детективная история со рвотным эффектом

Со столь благостной оценкой происходящего не согласились ни депутаты, ни директора ДРСУ, которые пока не заметили обнадеживающих «ритмов» при оплате "Ремстройкомплектом" выполненных ими работ.

По мнению Макарова, история взаимоотношений РСК и карельских предприятий «принимает детективный характер», а «Служба заказчика» выполняет роль «прокладки», «защищая РСК от наездов». 

Директор Кондопожского ДРСУ Юрий Синяков убежден, что если ситуация не изменится, то скоро все ДРСУ повторят судьбу безвременно погибшего «Моста».  

- Я давно работаю в дорожной отрасли, но такой вакханалии не встречал в прежние годы никогда. Наблюдается полная разбалансированность управления дорожным хозяйством республики, - сказал глава Олонецкого района, директор ГУП «Олонецавтодор» Александр Иванов. По его словам, "Ремстройкомплект" сначала сдает работы заказчику, то есть Управлению автомобильных дорог, получает деньги и только потом принимает работы у субподрядчика.

- Как это возможно? - недоумевал Иванов.

Директор Кольского ДРСУ Юрий Гугалинский рассказал, что с 15 июня до начала августа в Медвежьегорском районе никто не работал, но деньги за содержание дорог Управтодор РК заплатил. 

Тот инспектор, который отказался подписывать документы, был уволен. Он отказался принимать левые работы, и его уволили,

- рассказал Гугалинский.

- Это похоже на правду, - поддержал его Макаров. По информации депутата, инспектор, который регулярно выявлял нарушения, почему-то попал под сокращение.

Заместитель председателя госкомитета по транспорту Алексей Марков сообщил интересную деталь: 

Есть такой момент — под названием "выполнение работ". Это то, что закрывает генподрядчик своим субподрядчикам. Эти данные он не раскрывает, мотивируя тем, что это его информация.

Услышав такие откровения, депутат предложил Маркову за раскрытием дорожных секретов обратиться в прокуратуру.  

"Ремстройкомплект" набил оскомину,

- в сердцах сказал Макаров. По его оценке, в сложившейся ситуации виноват госкомитет по транспорту.

- Виновен комитет оказался. Что им мешает, не знаю пока. Может быть, они знают, но молчат. Но я об этом знаю, но тоже молчу, - Николай Макаров окончательно запутался в своем знании под понимающие смешки коллег.

А вот в Эссойле уже, похоже, не до смеха.   

- У нас родители готовятся к тому, чтобы перекрыть дорогу. У нас ЕГЭ в Эссойле отменили, экзамен стал проходить в Пряже. У нас дети ездили недавно на подготовительный экзамен, детей рвало, они не могут сдавать экзамен после такой поездки. Скорая помощь работает только в Пряже. Что дальше делать, мы не знаем, - лихорадочно глотая воздух, говорил глава Эссойльского поселения Андрей Ореханов.

Депутаты решили вновь обратиться к главе РК, чтобы акцентировать его внимание на катастрофе в дорожной отрасли. 

Карельский «жирподряд»  

Судьба пригородных автобусных перевозок словно списана с дорожной отрасли. После укрупнения лотов большинство карельских автоперевозчиков не смогли принять участие в конкурсе. В результате резко сократилось количество рейсов, а некоторые маршруты и вовсе исчезли из «дорожной карты». Депутаты, рассказывая о крахе автобусного сообщения, словно соревновались в том, у кого кабинет серьезнее завален жалобами от избирателей.

- Отменены автобусы до Эссойлы, до Кудамы, до Суоярви, у меня людей полный кабинет, я не знаю, как с людьми встречаться... Раньше до Эссойлы было шесть рейсов, сейчас ни одного, - рассказал Андрей Ореханов.
 

По данным автоперевозчиков, в январе 2016 года в Карелии было сорвано 20% всех автобусных рейсов, в феврале — уже 30%.  

Депутат Михаил Савин констатировал, что укрупнение лотов привело не к улучшению автобусного сообщения, а, напротив, к его резкому ухудшению, о чем госкомитет по транспорту предупреждали все кому не лень.    

   

Мы в прошлый раз спорили здесь до хрипоты, и укрупнение ваших лотов — это коррупционная схема. Приходит питерский генподрядчик, нанимает наших субподрядчиков, и в результате этого обдирает их и жирует за дополнительный счет,

- своими словами депутат Ирина Семенова объяснила происходящее на рынке пассажирских перевозок.

По ее мнению, в результате действий госкомитета по транспорту снижается уровень транспортной доступности населения.     


 
Депутаты были единодушны: жители республики не должны быть заложниками неразумных управленческих решений. Народные избранники выразили недоверие госкомитету по транспорту и, довольные собой, пошли дальше по повестке дня. 

А у жителей небольших городов и поселков, которые все острее чувствуют себя отрезанными от цивилизации, остается слабеющая с каждым днем надежда, что голос депутатов кто-нибудь услышит...