У Карелии появился шанс на улучшение автобусного сообщения
1 апреля Арбитражный суд РК оставил без удовлетворения исковое заявление республиканского госкомитета по транспорту, который пытался оспорить решение карельского УФАС, усмотревшего нарушения законодательства при проведении конкурса на право осуществления пассажирских автобусных перевозок. Это означает, что у карельских предпринимателей появился реальный шанс добиться отмены конкурса, который оставил их без работы, а жителей республики - без надежного автобусного сообщения.
Мальчик для битья
Обычно судебные споры, касающиеся антимонопольного законодательства, сложны для восприятия не посвященных в юридические тонкости граждан. История с автобусными перевозками, которая на днях стала предметом разбирательства в Арбитражном суде РК, - редкое исключение. Парадоксальность, абсурдность и нелогичность проведенного республиканским госкомитетом по транспорту конкурса лезла наружу, как тесто на свежих дрожжах из убогой и тесной кастрюльки.
Представитель карельского госкомитета Илья Падчин мялся, терялся в догадках и был настолько неубедителен, что судья Александр Подкопаев не выдержал:
Вы так говорите, как будто госкомитет вас выставил как мальчика для битья.
Падчина по-человечески понять можно. Объяснить мотивы, побудившие госкомитет учудить столь странный конкурс, не углубляясь в шаткую трясину коррупционной составляющей, оказалось почти непосильной задачей.
В 2015 году госкомитет по транспорту провел конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, по условиям которого прежние 98 лотов были сокращены до четырех, то есть почти в 25 раз! В результате из 28 карельских автоперевозчиков, осуществлявших пассажирские перевозки, через узкое «ушко» нового конкурса с трудом пробился только один – ГУП РК «Карелавтотранс». Попросту говоря, государственный комитет собственными руками «придушил» около трех десятков предприятий по всей республике.
Автовокзал в Кондопоге
Не у дел оказался, например, предприниматель Евгений Данилкин, который на собственные средства построил в Кондопоге автовокзал.
Генеральный директор ООО «Рапид» Виктор Шлегель (на фото) рассказал, что многие перевозчики приобрели новые хорошие автобусы, взяли кредиты, залезли в долги, а в итоге всего лишились. Прекратило существование Сегежское АТП, учредитель которого вынужден был распродать автобусы и уволить водителей.
Ни качества, ни безопасности
Для кого или чего так старался государственный комитет? Победителями трех из четырех лотов оказались крупные транспортные компании, в том числе недавно созданное ООО «Транском», представитель которого Ольга Лобаго вместе с госкомитетом пыталась доказать в суде эффективность новой системы автоперевозок.
Главным итогом кипучей деятельности госкомитета стало резкое ухудшение транспортного сообщения в Карелии. Граждане, для которых перемещение по республике на автобусах превратилось в пытку, завалили депутатов, прокуратуру, муниципальные органы власти жалобами. С другой стороны, укрупнение лотов с их неимоверно длинными маршрутами ударило и по безопасности пассажирских перевозок.
Теперь, когда водители приезжают в Сегежу, они ночуют тут же, в автобусе или в билетных кассах. Выбежав полураздетыми утром, они садятся в автобус и выезжают на линию. У нас такого не было никогда. Нет ни технического осмотра транспорта, ни выпуска на линию медицинским персоналом. О режиме труда и отдыха водителей мы вообще не можем говорить… Это все видят пассажиры, они недовольны,
- с возмущением сказал Виктор Шлегель. Раньше, по его словам, из Сегежи до Петрозаводска ездили два водителя, их состояние проверял медработник, автобусы проходили технический осмотр.
Но самое интересное во всей этой «улучшенной» новой системе то, что победители конкурса теперь нанимают в качестве субподрядчиков тех же карельских предпринимателей, которые раньше напрямую работали с органами власти, самостоятельно отвечая за свои маршруты перед пассажирами.
Право налево
Провернуть операцию по зачистке рынка от ненужных конкурентов удалось с помощью не поддающегося ни здравому смыслу, ни элементарной логике конкурса, условия которого, кажется, были подчинены единственной цели – навсегда отбить у карельских предпринимателей желание продолжить работу на прежних условиях. Правда, авторам документа не хватило ни виртуозности, ни элементарной старательности. Вся подноготная оказалась на поверхности. Во всяком случае, судья Александр Подкопаев своими меткими вопросами всякий раз попадал точно в цель.
По условиям конкурса, претенденты должны были доказать, что в их распоряжении в зависимости от лота имеется от 17 до 36 автобусов.
- Зачем нужно устанавливать количество автобусов, равное количеству маршрутов, если впоследствии договоры аренды могут быть расторгнуты, автобусы могут быть проданы, а победители могут заключать договоры с третьими лицами на осуществление перевозок? В чем смысл такого конкурса? - спросил судья.
- Я не могу пояснить, - пролепетал Падчин.
Александр Подкопаев, у которого под рукой, а точнее в материалах дела, оказались договоры субподряда, сделал вывод, что у выигравших конкурс предприятий «либо нет автобусов, либо нет работников, либо желания нет».
Илья Падчин попытался выкрутиться, мол, госкомитет, оказывается, проводил конкурс не на осуществление пассажирских перевозок, а на право их осуществления. Дескать, это две большие разницы.
На момент, когда претенденты выиграли конкурс, количество автобусов соответствовало требованиям, - сказал представитель Падчин. Что произошло с автобусами потом, по словам Ильи Падчина, он не знает. Кажется, этот вопрос особо не трогал и госкомитет.
Недочет вышел
Почти анекдотичным выглядит требование представить на конкурс как можно больше низкопольных автобусов, за каждый из которых добавлялось по пять баллов. Дело в том, что использовать такие автобусы на междугородных рейсах запрещено, так как они не отвечают требованиям безопасности. В общем, чтобы победить в конкурсе, нужно было купить или взять в аренду как можно больше низкопольных автобусов, которые нельзя выпускать на междугородные рейсы. Абсурд? Бред? Сознательная уловка? Скорее всего, последнее.
Ведь, и на это тоже обратил внимание судья, госкомитет, потребовав показать наличие низкопольных автобусов, затем словно забыл об их существовании. Нигде в договорах нет ни слова, что победители должны использовать эти автобусы. А ведь за каждый из них госкомитет щедро осыпал претендента дополнительными баллами. У карельских предпринимателей таких автобусов практически нет. Они ведь не безумцы, чтобы покупать технику, которую потом нельзя будет использовать.
Здесь я с вами соглашусь. Тут действительно, скорее всего, недочет со стороны комитета,
- вынужден был признать Падчин.
Интуиция попутала
Ломая через колено всю систему пассажирских перевозок, в госкомитете даже не потрудились провести исследование рынка, проанализировать, какие маршруты действительно являются убыточными, а какие – рентабельными. На это не раз обращала внимание старший госинспектор карельского УФАС Анастасия Зиновьева. Предлагая укрупнение лотов, в комитете утверждали, что провели мониторинг. Но его документальных следов никому обнаружить так и не удалось.
Если не было проведено никакого экономического анализа, то на основании чего 98 лотов вдруг превратились в 4, а не в 12 или, скажем, не в 16 или 24? На этот вопрос судья тоже не получил внятного ответа.
Как мне пояснили, лоты формировались по направлениям,
- не добавил ясности Илья Падчин.
Представитель «Транскома» Ольга Лобаго высказала собственную версию: мол, госкомитет «интуитивно объединил маршруты в четыре лота». Интуиция в одни ворота Зиновьеву не устроила. По ее словам, таким образом крупные компании получили преимущества, а «мелкие перевозчики были устранены с рынка».
Выяснилось, что у госкомитета неважно обстоят дела не только с интуицией, но и с ориентацией на местности. Объединив маршруты в четыре лота, по направлениям – Северное, Суоярвское, Сортавальское и Восточное, в комитете почему-то засунули Кондопогу в восточный лот.
- Почему маршрут Петрозаводск - Кондопога был внесен в восточное направление? Нет более северного города, расположенного строго по Северу, чем Кондопога, - недоумевал судья.
Я думаю, что здесь исходили из рентабельности, видимо, в каком-то направлении был перевес,
- «поплыл» представитель комитета.
Решение суда, который встал на сторону карельского УФАС, было легко предсказуемым. Ольга Лобаго заявила, что обязательно его обжалует. Если апелляционная инстанция согласится с выводами Арбитражного суда РК, то у карельских перевозчиков появится реальный шанс оспорить результаты конкурса, который фактически лишил их работы.
В общем, точку ставить рано. К тому же лично моя интуиция подсказывает, что эта уж слишком занятная история вполне может заинтересовать и компетентные органы.