14 августа 2015, 10:40

Инструкция по эксплуатации. Как рабам в суде свои права защищать

<p><span>В ОАО "РЖД" в течение 14 лет нарушались права работников, трудившихся в невыносимых условиях, но суд решил, что они сами виноваты. О том, как это могло повлиять на безопасность поездов, вообще не обсуждалось.</span></p>

О том, что родное предприятие - путевая машинная станция № 263 (ПМС-263), - входящее в ОАО «Российские железные дороги», около пятнадцати лет фактически водило его за нос, машинист железнодорожно-строительных машин Сергей Новиков узнал совершенно случайно.

Один, совсем один

В конце 2014 года на железной дороге началась серьезная реорганизация. Волна сокращений накрыла и находящуюся в Беломорске ПМС-263. Железнодорожники даже останавливали поезд, чтобы привлечь внимание к сокращениям на ОЖД, обращались к российскому президенту, требовали ответа от главы РЖД Владимира Якунина. Но все оказалось бесполезным. Когда страсти поутихли, сотрудники стали получать уведомления о сокращении. Предупреждение получил и Сергей Новиков.

У меня возникли вопросы, связанные с сокращением, и я обратился за консультацией в трудовую инспекцию, - рассказывает Новиков. -  В ходе консультации выяснилось, что на протяжении 14 лет мои права грубо нарушались. С 2001 года я работал машинистом "Струга". "Струг" — это путевая железнодорожно-строительная машина тяжелого типа, весом 100 тонн, предназначенная для уборки снега и земляных работ. Меня сразу предупредили, что работать придется в одно лицо вахтовым методом. Режим был довольно жесткий. Я работал один 15 дней подряд по 12 часов в сутки, потом приезжал мой напарник и мы менялись. На этой машине мало кто хотел работать, так как одному выдержать 15 дней в замкнутом пространстве непросто. У меня были рабочая кабина и жилая кабина, в которых я проводил каждый месяц по две недели. Мой напарник, который до меня лет восемь на этой машине трудился, рассказал, что все время приходилось работать по одному. В 2010 году мне сказали, что пришло какое-то новое штатное расписание и меня переводят в должность помощника машиниста. Я согласился, так как это фактически никак не отразилось ни на условиях труда, ни на зарплате. Когда в инспекции по труду мне объяснили, что согласно правилам на "Струге" должна работать бригада из двух человек, для меня это было открытием. В случае, когда работает только один человек, предприятие должно ежемесячно доплачивать за совмещение 50% от тарифной ставки. Я отработал 14 лет (!), и ни разу мне никакой доплаты не было. 

Согласно расчетам, только на одном Новикове железная дорога за 14 лет сэкономила 2,6 миллиона рублей. Машинист решил подать в суд и заставить акционерное общество со 100% государственным капиталом заплатить за 14 лет тяжелого труда.

Поздно пить боржоми?

Больше всего Сергея Новикова сразила позиция представителя железной дороги, который не отрицал, что права истца нарушены, что работать на "Струге" должен был экипаж из двух человек и что машинисту-одиночке необходимо было доплачивать. Одновременно представитель ответчика настаивал, что Новиков должен был обратиться с требованием о доплате еще в 2001 году, когда «получил свой первый расчетный листок». Представитель железной дороги напирал на то, что раз от Новикова не поступало письменных заявлений о назначении дополнительных выплат, значит, предприятие ни при чем, а доплату можно произвести только за последние три месяца, так как машинист пропустил срок исковой давности.

Более циничной позиции, по мнению Сергея Новикова, даже придумать сложно.

Получается, что я должен был догадаться, что предприятие меня обманывает и недоплачивает то, что положено по закону. Дескать, я поздно спохватился, нужно было 14 лет назад это сделать. Интересно, как я должен был узнать о нарушении? Ведь, и это было установлено в ходе судебного заседания, меня даже с должностной инструкцией не ознакомили. Мало того, представитель железной дороги вынужден был признать, что таких документов на предприятии просто не было. Я даже представить не мог, что мне недоплачивают. Ведь за 14 лет было огромное количество проверок и комиссий. Однако, как это ни парадоксально, за это время никто из проверяющих никаких замечаний по поводу того, что я работаю один, не сделал. В суде представитель ответчика заявил, что работа в одно лицо без дополнительной оплаты осуществлялась по желанию самих работников. Ничего абсурднее я в своей жизни не слышал. Получается, я и мой напарник добровольно отказались от денег, которые положены по закону,

- рассказал Новиков.

Беломорский районный суд согласился, что права Новикова были нарушены. Однако судья пришел к выводу, «что в период своей работы истец мог и должен был знать о нарушении его права на получение доплаты за совмещение должностей». Обосновывая свое решение, судья ссылается на то, что Новиков работал на железной дороге долгое время, ему неоднократно приходилось проходить проверку знаний правил эксплуатации машин и техники безопасности, его труд был тяжелым. Логика «железная»: раз работа была трудная, часто приходилось доказывать свои профессиональные навыки, значит, машинист не мог не знать о нюансах начисления зарплаты. В общем, суд не нашел оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд и удовлетворил иск частично.

Согласно решению суда первой инстанции ОАО «РЖД» должно доплатить Сергею Новикову за совмещение только за три последних месяца работы.

Наказать рублем

Новикова такое решение не устроило. Он намерен обжаловать его в Верховном суде РК.

Если все оставить как есть, руководители железной дороги опять выйдут сухими из воды. На протяжении стольких лет ущемлялись права железнодорожников, нас заставляли работать по 12 часов в сутки на очень сложной и опасной технике, от нас скрывали, что мы имеем право на доплату, а мы даже на достойную компенсацию не можем рассчитывать. Я считаю, что это несправедливо. Тем более что речь идет о безопасности. А если бы случилось ЧП и выяснилось, что вместо экипажа на "Струге" горбатится один человек? Кто бы отвечал? Хорошо, что обошлось без происшествий. Судя по истории, которая приключилась со мной, на железной дороге отсутствует жесткий контроль, в том числе и за соблюдением правил безопасности и эксплуатации подвижного состава. И это несмотря на обилие контролирующих органов. Я думаю, что пока РЖД серьезно не накажут рублем, в этой системе ничего не изменится,

- убежден Сергей Новиков.

Антонина Кябелева