21 апреля 2015, 16:40

Первомай грозит ударить новыми ценами на проезд в троллейбусе

<p>Депутатов Петросовета ждет испытание «неправильными вопросами».</p>

Десятирублевый проезд в петрозаводских троллейбусах уже давно превратился в одно из важных достижений петрозаводской мэрии и Петросовета, став мощным сдерживающим фактором повышения стоимости проезда в частных городских маршрутках. Но, не исключено, что мы ездим за десять рублей буквально последние дни.

22 апреля на сессии Петросовета должен рассматриваться вопрос о выделении дополнительной субсидии ПМУП «Городской транспорт», что позволило бы до конца 2015 года «не трогать» десятирублевый проезд. Однако, скорее всего, депутаты Петросовета решатся на непопулярный шаг и откажут городскому предприятию в дополнительной финансовой помощи.

Накануне сессии Петросовета с журналистами встретился директор ПМУП «Городской транспорт» Максим Луньков, который попытался объяснить необходимость выделения дополнительной финансовой помощи. По его словам, в бюджете на 2015 год троллейбусному управлению заложена субсидия в размере 71,5 миллиона рублей.

Всего же, как выразился Луньков, «была продекларирована» субсидия в 116 миллионов рублей, которые обещали в течение 2015 года выделить муниципальному предприятию.
Изначально предполагалось, что с 1 января 2015 года проезд в троллейбусе повысится до 12 рублей, а с 1 октября вырастет до 15 рублей за поездку. Именно под эту цену проезда, настаивает Луньков, рассчитывалась субсидия для предприятия на 2015 год.

Однако, напомнил директор, на декабрьской сессии тогдашний председатель Петросовета Олег Фокин обратился к руководству муниципального предприятия с просьбой сохранения десятирублевого проезда в троллейбусах в связи с обрушившимся на страну экономическим кризисом, неконтролируемыми скачками цен и катастрофически «похудевшими» кошельками петрозаводчан. И предприятие выполнило просьбу.

По информации Лунькова, троллейбусное управление уже израсходовало 58 миллионов рублей, поступивших в виде субсидии.

- Почему это происходит? Потому что десятирублевый проезд не был запланирован. Предприятие возит себе в убыток, - объяснил директор. По его словам, в марте 2015 года администрация обратилась к нему с просьбой и дальше не повышать стоимость проезда. Но для того, чтобы в 2015 году не менять стоимость проезда в городских троллейбусах, рассказал Максим Луньков, предприятие нуждается в дополнительной субсидии в размере около 60 миллионов рублей. Однако депутатские комиссии по транспорту и финансам не поддержали предложение об увеличении субсидии.



Максим Луньков сказал, что, если депутаты не поддержат предложение о дополнительной финансовой помощи, то с 1 мая стоимость проезда в троллейбусах повысится.

- Это однозначно. В каком размере будет повышена стоимость проезда, я пока сказать не могу, - заметил директор. По его словам, у него есть три сценария повышения - от 12 до 17 рублей за поездку.

Почему муниципальное предприятие так охотно решило выполнить просьбу Фокина, если субсидии были рассчитаны с учетом повышения стоимости проезда? Это, пожалуй, самый уязвимый момент в троллейбусной истории. Максим Луньков, который только в марте 2015 года назначен директором, ответил не смог. Он сказал, что кроме видеозаписи сессии, где Фокин публично высказывает свою просьбу, других документов нет.

- Это пожелал председатель Петросовета, никто из депутатов правом своего возражения не воспользовался. Я думаю, что руководство предприятие разумно полагало, что это мнению всего депутатского корпуса, - попытался объяснить логику своего предшественника Максим Луньков.

А что же депутаты? Комментарии по поводу острой для горожан темы согласился дать депутат Петросовета, председатель контрольной комиссии Павел Сандберг. Он настаивает, что выделенная муниципальному предприятию на 2015 год субсидия рассчитывалась, исходя из проезда в 10 рублей за одну поездку. Депутат отказывается даже слушать о том, что субсидия рассчитывалась с учетом того, что в 2015 году дважды будет повышение.

- Троллейбусы ездят? Ездят. Наполняются пассажирами? Наполняются. На счетах денежные средства есть? Есть. На счетах предприятия 60 миллионов рублей. На мой взгляд, не обдуманно и не оправдано выделение дополнительных средств, - объяснил Павел Сандберг.

Понятно, что, если придерживаться версии Сандберга, то выходит, что «ненасытному» троллейбусному управлению сколько ни дай, все мало.

- Троллейбусное управление является структурным подразделением администрации города. Та сумма, которую они заложили для беспроблемного существования на год, прошла два чтения, - настаивает депутат. Он утверждает, что не слышал ни о каких планах повышения стоимости проезда в троллейбусах.

- Вас вводят очень сильно в заблуждение, - обращаясь к журналисту, сказал Павел Сандберг. Если бы он потрудился открыть интернет, то убедился бы, что в конце прошлого года о планах повышения проезда в троллейбусах не сообщил только ленивый. Об этом говорили и на сессии Петросовета, обсуждая субсидии троллейбусного управления.

Очевидно, что версия Павла Сандберга очень удобна для тех, кто хотел бы объяснить нежелание повышать размер финансовой помощи троллейбусному управлению какими-то вескими причинами. Однако вряд ли она поможет депутатам, фактически выступающим против сохранения десятирублевого проезда.

Ведь, если стоимость проезда все же повысят, то это, прежде всего, ударит по новому председателю Петросовета Геннадию Боднарчуку. Как минимум, ситуация будет выглядеть так, что экс-председатель Петросовета Олег Фокин всячески старался сохранить доступность общественного транспорта для небогатых горожан, а едва в кресло председателя сел Геннадий Боднарчук, так сразу же все пошло прахом.

Вряд ли горожанам понравится подобная защита их интересов. Депутаты это прекрасно понимают. Недаром Павел Сандберг отказался ответить на прямой и понятный вопрос:

- Сколько, с вашей точки зрения, должен стоить проезд в троллейбусе?

- Это никто не может определить, кроме как руководство предприятия и администрации... Это неправильный вопрос вы задаете, - сказал Сандберг.

Между тем петрозаводчан волнуют именно такие «неправильные» вопросы. И рано или поздно отвечать все же придется.