11 марта 2014, 13:35

От набегов шведов до безвластия

Четыре века жизни Тикши


Продолжаем наше  путешествие по старинным  деревням Карелии.  Частенько  до них надо добираться окольными путями,  а Тикша, что в Муезерском районе,  расположилась возле дороги от Сегежи до Костомукши, а, может, это сама трасса не смогла отклониться от  такой удивительной деревни?


Память народная
«Волостка Тикша, а в ней крестьян Иванко Степанов Рогач сеет ржи осьмину, сена пять копен, лук...,  –  записано в  «Дозорной  книге лопских погостов», составленной  в 1597.  Это первое зафиксированное письменное упоминание о Большой Тикше. Здесь названы   еще 7 тикшинских крестьян, но только у Ивана  Рогача (Рокаччу) указано отчество и фамилия, значит, он пользовался особым уважением в деревне. 
Его имя войдет в историю через несколько лет. В 1611 году   шведы двинули свое войско   в Ребольскую волость. Захватчики огнем и мечом прорубали себе дорогу, намереваясь дойти до Белого моря, но против них поднялись местные крестьяне, и  Иван Рокаччу возглавил повстанческий отряд. 
До наших дней дошли легенды об этом народном герое, умном, сильном, смелом. Несколько раз с группой храбрецов отражал он нападение шведов на Тикшу. Во время одного из таких набегов шведы схватили его семью и казнили. Пал в бою и сам Рокаччу.  Героя и его родных  похоронили на деревенском погосте.
И могила эта сохранилась до сих пор. И вот уже более четырех веков, местные жители  приходят сюда, ухаживают за ней. 
Говорят, если привязать на дерево, выросшее  на  могильном холме, ленту, платок, даже , просто тряпочку,  то  Рокаччу поможет… Ствол и ветви этого дерева пестрят лоскутками, видно, о  многом просят тикшинцы у своего защитника.



Две большие проблемы  и одна поменьше
Что и говорить, сегодня  деревня переживает не лучшие времена. Ей есть, с  чем сравнивать.  В первой половине прошлого века Тикша стала  районным центром, объединившем Ругозеро и Реболы. Потом  здесь базировался  леспромхоз, правда, поселок лесозаготовителей вырос чуть в стороне от старинной  деревни,  которая теперь согласно местной географии  называется «улица Старая Тикша». Леспромхоз развивался, население прирастало, и  к середине  прошлого века его численность  составляла около   пяти тысяч человек.
Но  во времена большой переделки  леспромхоз рухнул, и сегодня от богатого лесного комплекса осталось только лесничество с несколькими  работниками.  Есть еще школа–детский сад, клуб, вернее, подразделение Ледмозерского культурного центра, частные магазины, пекарня…
– У нас в деревне две большие проблемы, – говорят местные жители.  – Первая это – фельдшерско-акушерский пункт. Его хотели закрыть, но   местные жители отстояли (писали письма, в том числе и в нашу газету)  правда, существовавшая  при нем «скорая  помощь» ликвидирована.  Лицензию  ФАП    получил, только  право открывать и закрывать больничные,  фельдшеру не дано, хотя «местный доктор» Тамара Даниловна Герасимова, больше тридцати лет работает в медицине. Чиновники придумали такие правила, что больным  приходится  ехать  за 25 км в Ругозеро на прием к доктору.   

Аптеки в деревне никогда не было,  но лекарства продавали в ФАПе. Теперь,  согласно  очередному постановлению правительства, фельдшер не имеет права  это делать: где хотите, граждане, – там и берите...  Те, кто принимает такие законы, явно, не представляют,  насколько жизнь в мегаполисах отличается от жизни в деревне,   каково выбраться из Тикши до ближайшей аптеки, и в какую копеечку  вылетит  с учетом дороги  элементарный анальгин.
Вторая, не менее острая  проблема – почта.   В погоне за экономией  теперь уже ее начальники провели сокращение, оставив  в тикшинском отделении связи  всего  0,6 ставки с мизерным окладом. Прежний работник уволился, а нового на мизерную зарплату  не нашли.   Местные депутаты готовят письмо самому большому почтовому начальнику, только не знают, будет ли прок, заинтересован ли он,   чтобы его ведомство  охватывало все населенные   пункты России.  Между тем  местные жители уже шутят, что скоро  корреспонденцию начнут с самолета сбрасывать, как в войну…
Да что почта, тут двери здания местной администрации  открывается только раз в неделю.  Несколько лет назад, когда в республике начался процесс  укрупнения  поселений,  Тикша вошла в состав Ледмозера, там в 30 км, от деревни, то есть,  в шаговой доступности, и находится вся тикшинская власть. 


Сделай сам
– Без администрации  живется плохо, – говорит Марина Ивановна Кузьменко,  школьный повар, коренная тикшинка. – Вот был у нас хозяин деревни  Анатолий Иванович Захарчук, и все было.  Не знаю, где  он средства находил, но обещанное всегда выполнял.


Но честно говоря,  и сегодня Тикша не производит впечатление «убитой» деревни: расположенная среди бора,   очень красивая.
– Что красива, так это заслуга самих жителей, – объясняет  Марина Ивановна. – В последнее время  стали красить дома, заборы поправлять, наводить красоту. Сегодня  наша Тикша  –  самая чистая  в районе, никаких свалок и помоек!   Но  заслуги  власти в этом  мало. Раньше трактор – колесник ездил по улицам, и все складывали в его ковш мусор.  Теперь мусор  приходится самим  вывозить на свалку. У кого машин нет, договариваются с водителями, скидываются  на солярку... А разве  организовать вывоз мусора – не дело администрации?
Снег чистить  тоже приходится самим, по крайней мере  у своего дома, потому что у нас один трактор на два поселения, пока он до нас от Ледмозера доедет.  На себя надеемся. Вот недавно жители помогли сделать освещение у детской горки. Это хорошо. Мы же живем у края леса, давно просим администрацию осветить улицу:  дети в темноте  идут в школу, страшно, ведь волки заходят в деревню. Но сил и средств  на это  нет...
Вот так, кто-то  живет по советскому  завету: «Нам с тобою думать неча, коли думают вожди», а кто-то  сам обихаживает  свою землю.
Зимой в Тикше  народу мало, а вот летом  сюда приезжают туристы, дачники, которые скупили здесь все нежилые дома под дачи.
Тикшинцам не жалко, главное, чтобы водоемы не портили, не мусорили,  природу  сохраняли. Вот и лагерь «Большое приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро здесь прижился. Подростки не только в походы ходят, но и проводят экологические субботники. И это правильно.

Территория согласия
Тикша  вообще удивительное место. После появления леспромхоза сюда приезжали многие, но оставались не все. Тикша словно выбирала  своих жителей, а они, полюбив этот край  впитывали  его культуру. Украинцы, белорусы женились на карелках и становились «карелами». 
–  Моего маленького сына спрашивали: «Миша, ты кто? Карел или хохол?» –  Я хохоло –карел», –  гордо отвечал он. – Почему?  - Потому что лицом я похож на маму, а характером – на папу», - улыбается  Елена Карху,  местный депутат и художественный руководитель  Дома культуры, вернее Ледмозерского центра культуры.
– После объединения,  почти все сотрудники в Ледмозеро  уволились, так что нам теперь приходится  работать на два поселка, – говорит Елена Алексеевна. – Работы прибавилось, но мы стараемся все сохранить: и кружки у нас есть, и  вечера, концерты проводим, новые формы внедряем,  используем  в программах мультимедийные средства,  но главным  в работе считаем  этнографическое направление — народные ремесла.  Здесь — поле непаханное,   вышивка,  работа с деревом,  наконец, карельская кухня... Все это обязательно надо сохранить. 
Так у  украинки Карху и карелки Кузьменко одинаково болит душа за свою деревню Тикшу, такую щедрую и толерантную. 


Тут  уживаются три разных  церкви: лютеранский молельный дом, который был открыт в годы перестройки, потом  недалеко от могилы Ивана Рокаччу появилась православная часовня, а в центре деревни появилась христианская церковь,   сегодня самое красивое здание Тикши.
 –  Народу у вас здесь немного, меньше полу тысячи, как же уживаются три  разных христианских церкви? -  Хорошо. По праздникам люди из одной в другую ходят.
И то, правда, Бог-то один, главное, жить по его заповедям.

Опыт и знания приходят с годами
Как и всех, «перестройка» застала  Розу Степановну Саруль врасплох.  Работала   ведущим поваром в столовой в Тикше, а до этого была бухгалтером, трудилась  в магазине,  6 лет возглавляла   сельсовет, но в 1991 году  с этой работы ушла:  бьешься-бьешься, а результата не видно. Вернулась в столовую: –   Тут собрался  очень дружный коллектив. Посетителей всегда много,  в 7 утра – уже очередь за блинами, автобус на Муезерку специально у нас останавливался,  –  вспоминает Роза Степановна.


Но    вдруг  все рухнуло, и вечный русский вопрос «Что делать?» встал во весь свой рост.
В то время как раз стали появляться  первые частные предприятия, кто-то посоветовал и ей отрыть свое дело –  столовую.
– Наготовлю, а придут  за день 2 - 4 человека. Денег-то у людей не было, автобусы перестали ездить, – вспоминает   она. –  Проработала с полгода, вижу, –  нулевой результат. А за моей спиной  еще пять работников…   В общем, сказала им, чтобы работу искали.
А сами решила, раз общепит не идет – откроет магазин, первый частный в деревне. – У нас тогда  был  мотоцикл. Поедем с мужем в  Ледмозеро,  загрузим коляску  макаронами, маслом растительным, тушенкой и хлебом и домой, – рассказывает Роза Степановна. – На  другие продукты денег не было. Эти  продадим  и снова за тем же набором.
Потом ее отец  продал свои леспромхозовские акции и купил  «москвич». Это было счастье: стали  брать товар под реализацию. 
–  Потом   научились работать и  стало немножко легче, – рассказывает она. – Сейчас тоже,  не скажу, что все просто. На небольшую деревню — 6 торговых точек.  Стараюсь цены держать пониже, чтобы покупатели шли к нам. Школа выбрала нас своим поставщиком. Это стабильный  потребитель,  но и    запросы  у нее строжайшие:  высокое качество продукции должно подтверждаться документально.
Надзорные ведомства нас проверяют постоянно. А тут всякое бывает.  Вот вышло постановление, что в магазине должны быть проточная вода и  канализация.  Попробуйте устроить это в деревне. Нагрянула проверка и выписала штраф – 11 тысяч. Для нас это был шок. Выплатили, но и научились упреждать события:  не смогли сделать  колодец - написали, заранее прошение. Вот этим летом займемся устройством водопровода,  потом  сделаем слив.
Легко не живется: одну проблему решишь, другая возникает.  Как говорится, в каждой избушке – свои погремушки.  Но без помощи родных  вряд ли справилась бы. Муж  в свои выходные товар возит,  дочка Наташа  торгует в магазине,  моя младшая сестра Таня, энергичная и деловая,  – первый помощник и советчик.  И вообще, у  меня на пути встретилось  много хороших людей.
А опыт и знания  приходит с годами. Бизнес можно делать, если  дело тебе по душе, если умеешь доводить начатое до конца,  ну и если  сложились безвыходные обстоятельства, которые заставляют впрягаться и тянуть лямку.
Теперь понятно, чем отличается  малый предприниматель  от обычного человека. Вот этой цепкостью. Жаль только  государство   как-то уж слишком жестко испытывает их на прочность. И не понятно, зачем?

Сад, школа и вся жизнь
Известная фраза «Карелы – народ трудолюбивый», ко всем  тикшинцам имеет самое непосредственное отношение. Работают они много и творчески.
– У нас есть такие талантливые агрономы Базылевы, каких нигде на сотни верст не сыщете. Они в прошлом году сняли урожай винограда, белого и черного!  –  рассказывают тикшинцы. –   Она местная, карелка, а муж питерский. 
Кроме винограда  у них и тыквы растут, и арбузы,  и дыни.  Это сейчас, хозяин,  вспоминая  свои первые опыты  с улыбкой рассказывает,  как  гладиолусы  посадил вверх корнями и потом долго ждал, когда они взойдут. Сегодняшние результаты  получены благодаря наблюдению и  природной склонности.
Склонность  склонностью, а первым делом, что сделал он на своем подворье – вырыл колодец, причем кольца для него сам отлил, потому что по его же наблюдению, без воды   в земледелии не обойтись,  и без огромного труда  и настойчивости тоже.
Каждый возделывает свой сад. Нина Алексеевна Агапитова тоже, только сад ее особенный — детский, и весь он умещается в одной группе.


В школе-детском саду, единственном в районе объединении такого рода, 36 учеников и 10 дошкольников. Нина Алексеевна ведет  с ними занятия: одни детки рисуют, другие конструируют,  третьи играют, четвертые что-то спрашивают, пятым надо в туалет…  Голова идет кругом, а она спокойно  покажет, объяснит, отведет… – Да у нас, как в семье: старшие помогают, младшие, глядя на них, учатся. Ну а задача работников детского сада организовать весь этот  процесс. 


Рецепт простой, но сложный  в исполнении, ведь каждый ребенок должен получить все, что прописано в программах и документах.
Педагогика — наука четкая, в ней мелочей нет. Тамара Фоминична Семенова  это хорошо знает, она  45 лет преподает в школе математику и несколько лет еще и историю. Трудно найти не только в Карелии да и в России учителя с таким стажем и таким  разбросом  дисциплин: от точных наук до гуманитарных.
– Еще в советское время  мне поручили заняться с ребятами поисковой, краеведческой работой, – объясняет она  такую широту своего педагогического поля. –  Вот тогда  и увлеклась историей. Ездила в архив в Петрозаводск, много читала, надо же знать, что происходило в то или иное время в стране и  мире. В результате  мне предложили взять еще и часы истории.


С ребятами мы  собрали много интересного материала, создали музей. Он открылся  9 мая 1983 года. За это время его посетило около 12 тысяч человек. В фонде музея более 170 экспонатов, 13 из них  находятся на учете в Карельском государственном краеведческом музее.
Как признаются  выпускники школы,  Тамара Фоминична для них  стоит на высочайшем  пьедестале, потому что, окончив девятый класс, они продолжают  занятия  в Петрозаводске, Костомукше, Сегеже,  и понимают, как здорово она научила их учиться.  А она, собираясь утром на работу,  берет не только тетради, планы и конспекты, но и  книгу Жюль Верна:  –  Ученик попросил, хочет почитать…

Тикшинский валун
Недалеко от Тикши есть огромный валун. Говорят, будто бы давным-давно упал  он с большим шумом с небес. И с той поры приходили сюда люди из  окрестных деревень и хуторов просить за себя, родных и близких помощи у небесного пришельца.


Знал о нем и  известный карельский скульптор Лео Ланкинен. До войны он жил в этих местах и часто бывал у камня. Он решил сделать валун  центром  скульптурной композиции, посвященной «Калевале»,   «Калевальцы готовят поле под жито». Стоять  здесь такому монументу вполне уместно, ведь тут  пролегал  путь, по которому проходил  собиратель рун Элиас Леннрот.
Лео Ланкинен сделал  эскиз памятника. Десять калевальцев напрягают свои силы, чтобы убрать гигантский камень. Игрой на кантеле и песнопением их вдохновляет Вяйняменен. По замыслу автора, герои «Калевалы» высотой более 2-х метров каждый должны быть выполнены из светлого металлического сплава. Жаль, что  задуманное Лео Ланкинен не успел осуществить. Но труд калевальцев продолжают сегодняшние жители северной Карелии, вспахивая поле для жита, поле жизни.