23 июня 2015, 09:05

«Они скоро развалят все». До чего доведут Кижи срывы реставрации?

<p>Реставрация Преображенской церкви вновь под угрозой, ведущие специалисты музея увольняются, а на зарплату подрядчикам нет денег&nbsp;— уверяют оппоненты администрации «Кижей». Дирекция это категорически опровергает.</p>

«Деформации неизбежны»

Реставрацию Преображенской церкви в этом году могут вновь основательно затянуть, если не сорвать вообще, как это случилось прошлым летом. Первые тревожные отголоски нового скандала прозвучали 16 июня во время заседания комиссии по сохранению универсальной ценности Кижского погоста при Общественном совете музея.

О том, что может грозить всемирно известному памятнику деревянного зодчества в случае длительных перерывов в работах, рассказал автор комплексного проекта реставрации Владимир Рахманов. Для этого он специально приехал из Санкт-Петербурга в Петрозаводск.

Владимир Рахманов

Рахманов, правда, не рискнул прямо обозначить проблему (подрядчики вообще не любят ссориться с заказчиками). Однако он недвусмысленно намекнул на последствия: перерывы в реставрации, по словам Рахманова, могут причинить серьезный вред памятнику и потребуют новых кропотливых усилий реставраторов.

Дело в том, что за три столетия деревянные элементы церкви «привыкли работать» на определенной высоте. Держать их на других высотных отметках дольше, чем это предусмотрено проектом, недопустимо, уверяет архитектор. В противном случае древесина начнет разрушаться.

— Мы не должны делать такие долговременные остановки, — предупредил Рахманов. — Тут очень важный принцип. Историческая конструкция привыкла работать в определенных ярусах. Те элементы, которые находятся на уровне второго стояка, не могут находиться в уровне первого. За 300 лет они привыкли дышать и работать в метре от земли.

Фото: arc-restore.ru

Рахманов также обеспокоен большим количеством одновременно вынутых из церкви бревен, которые лишены привычных нагрузок. Это, по мнению проектировщика, может привести к деформации дерева, которую придется исправлять топором.

— Большинство конструкций в памятнике привыкли работать в напряженном состоянии, и вывод их из напряженного состояния обязательно внесет кучу ненужных деформаций, — рассказал архитектор.

Фото: arc-restore.ru

— Когда мы не держим слово и собираем памятник с большой задержкой, неизбежны деформации в исторической конструкции. Нам ее потом придется перерубать. Это очень плохо. Я говорю правду, надо чтобы ее все знали, — убежден Рахманов.

Что скажет ЮНЕСКО?

Если в 2014 году срыв реставрации музей объяснил поздним выделением денег (в Минкультуры РФ пересматривали стандарты финансирования подобных работ), то в этом году причиной может стать хозяйственный метод, который сейчас по инициативе дирекции активно внедряется в музее «Кижи».

Суть хозметода в том, чтобы музей выполнял основные реставрационные работы силами своих подразделений — главным образом плотницкого центра, — а роль подрядчиков (основной из них — Архитектурно-реставрационный центр «Заонежье») существенно уменьшилась.

Чтобы при этом выполнить настоятельную рекомендацию ЮНЕСКО и сохранить на объекте прежние ценные кадры реставраторов, руководство музея намеревалось пригласить их в плотницкий центр. Однако, как рассказал нам директор АРЦ «Заонежье» Виталий Скопин, он и его работники переходить в музей пока не собираются. Во всяком случае, в ближайшее время.

 Виталий Скопин

Более того, по словам Скопина, с его фирмой на этот год заключен контракт на сборку уже отреставрированного 4 пояса (Преображенская церковь разбита на 7 поясов, которые поочередно разбирают, реставрируют и вновь собирают). Но за эти работы АРЦ «Заонежье» собираются заплатить всего 1,35 млн рублей. Этих денег, рассказал Скопин, хватит на то, чтобы собрать стены 4 пояса. Относящиеся к этому поясу бочки и главки планируется собрать в следующем году.

— Темп не тот, который должен быть, — считает Скопин. — «Алекон» (этот подрядчик занимается системой лифтинга и металлическим каркасом, на котором висит церковь. — Прим. авт.) провел уже неплохую работу. В июле, по итогам работы металлистов, мы будем собирать своими силами отреставрированный 4 пояс. Но после сборки пояса, с осени, мы предполагаемся уже в качестве консультантов.

Николай Попов. Фото: diary.ru

Мнения о том, что плотницкий центр не справится без подрядчиков, придерживается бывший главный реставратор музея Николай Попов. По его словам, это структурное подразделение создавалось для восстановления старых бревен, сборочные работы оно самостоятельно не вытянет.

— Плотницкий центр был заточен на лечение бревен. Сборкой всегда занимался АРЦ «Заонежье». То, что предлагается, это не норма. Плотницкий центр все испортит. Надо тогда останавливать реставрацию, — уверен бывший сотрудник музея.

Как считает Попов, возможные проблемы в реставрации, скорее всего, вызовут резкую и негативную оценку со стороны ЮНЕСКО, эксперты которой в сентябре планируют осмотреть Преображенскую церковь. Реакцией со стороны ЮНЕСКО может стать включение памятника в список объектов, которым угрожает опасность. Это, по мнению Попова, будет позором не только для музея, но и для всей страны.

Фото: kizhi.karelia.ru

«Вымотали силы и нервы»

Не на пользу реставрации идет и нервозная обстановка в самом музее-заповеднике. Не выдерживая условий работы в музее, люди стали увольняться. Причем в первую очередь из «Кижей» бегут высококвалифицированные специалисты, посвятившие своему делу не один год.

Так, в конце мая из музея уволился начальник отдела контроля за реставрационной деятельностью Александр Куусела, проработавший в «Кижах» 16 лет.

Без работы он не остался и практически сразу устроился в институт «Геореконструкция», где работает автор проекта комплексной реставрации Преображенской церкви Владимир Рахманов.

Александр Куусела. Фото: oksa_sun.livejournal.com

Больно ударило по сотрудникам музея и сокращение зарплат в начале этого года. Официально объявленный размер снижения на 5-10% на деле, как утверждают некоторые сотрудники, оказался гораздо больше — до 20 и даже 25%. Дирекция объяснила сокращение зарплат падением воды в Рыбинском водохранилище, из-за которого теплоходы не могут добраться до острова Кижи.

Происходящему сотрудники музея противостоять никак не могут — ни написать жалобу, ни рассказать все прессе. На тех, кто не желает молчать, дирекция «Кижей» (кстати говоря, бюджетного учреждения культуры) нашла управу — выпустила приказ, который запрещает разглашать информацию о деятельности музея. Нарушение приказа грозит штрафными санкциями вплоть до увольнения.

— Все делается, так сказать, подковерно, — рассказали нам некоторые сотрудники музея на условиях анонимности. — Никто ничего официально не объявляет и не объясняет. Эта «официальная информация» за подписью замдиректора по финансам Надежды Луданик (о падении воды в Рыбинском водохранилище. — Прим. авт.) — единственное сообщение за многие месяцы. Вам трудно понять, в каких условиях работает коллектив музея — в страхе за свое будущее. Мнения сотрудников никто не спрашивает, и оно никого не интересует. 

Фото: river.cruising.ru

Работники музея продолжают увольняться и сейчас. По словам наших собеседников, на днях из музея ушла хранитель коллекции темперной живописи и единственный в музее «Кижи» реставратор икон Галина Фролова. Ранее по собственному желанию музей покинула Ирина Иванова, которая некогда была замом министра культуры Карелии и директором Национальной библиотеки, а в музее отвечала за связи с общественными организациями и районами Карелии. Этот список можно продолжить.

— В музее ситуация развала. Уволился не только Александр Куусела, но и хороший плотник-реставратор Плотницкого центра Александр Жуков. — Рассказывают сотрудники. — Уходят люди, уходят. За два года вымотались у них силы и нервы.

Как с гуся вода

Тем не менее, в «Кижах» с такими оценками не согласны. Уже публиковавшуюся информацию о сокращении зарплат из-за изменения уровня Рыбинского водохранилища музей никак не стал комментировать. Наличие проблем с подрядчиками, нарушение сроков реставрации и угрозу деформации бревен в музее отрицают. Директор «Кижей» Андрей Нелидов еще в декабре прошлого года опровергал утверждения общественников, которые обеспокоились этими проблемами и провели большую пресс-конференцию. Тогда Нелидов назвал эту информацию ложью. Перерывы в работах, по его словам, случались и раньше, длятся они не более двух недель и опасности для памятника не создают.

 Андрей Нелидов

— У нас никакого отставания нет! — уверял Нелидов. — Было предположение, когда в 2012 году я приступил к работе, что реставрация приостановится. Не произошло. В 2013 году не произошло. В 2014 году не произошло. Сейчас идет дискуссия о 2015 годе. Раз не произошло в 2012, 2013, 2014 году, то в 2015 точно произойдет. Ну, слушайте, это не разговор!

По утверждению администрации музея, реставрация идет в соответствии с дорожной картой, бревна  Преображенской церкви регулярно подвергаются контролю и замерам, которые пока не выявили серьезных деформаций.

Однако многие из числа бывших и еще работающих сотрудников «Кижей», недовольных администрацией,  высказывают тревогу по поводу дальнейшей судьбы Кижского погоста и всего музея. Уже упомянутый Николай Попов выразил эту тревогу короткой, но емкой фразой: «Они, по-моему, скоро развалят все».

Фото (вверху): Александр Куусела