18 марта 2016, 09:36

Троллейбусы Петрозаводска. Пациент скорее жив или все-таки мертв?

Депутаты согласны пересмотреть схему движения и «отпустить» цены в автобусах.

Грозовые тучи собираются над петрозаводскими троллейбусами — единственным оставшимся в живых муниципальным транспортом – с пугающей регулярностью. В конце 2014 года ПМУП «Городской транспорт» буквально чудом избежало банкротства.

Тогда, чтобы вытащить предприятие из долговой ямы, городская администрация при поддержке Петросовета выделила более 60 миллионов рублей. Кредиторы, прежде всего группа частных автоперевозчиков, до последнего цеплялись за возможность ликвидировать троллейбусное предприятие. 

В 2016 году дотации «Городскому транспорту» из петрозаводского бюджета составили всего 50 миллионов рублей. Директор муниципального предприятия Максим Луньков утверждает, что без дополнительной денежной помощи петрозаводские троллейбусы в лучшем случае продержатся до мая. Но не только деньги, убежден депутат Петросовета Валерий Матвеев, способны повлиять на судьбу петрозаводских троллейбусов. 

Как не остаться без муниципального транспорта

Заместитель председателя Петрозаводского городского совета Валерий Матвеев рассказал о мерах, которые депутаты горсовета намерены предпринять для того, чтобы сохранить в карельской столице доступный и безопасный проезд для горожан.

- Деньги,  заложенные в бюджете для муниципального транспорта, предприятие уже проело или сделает это в самое ближайшее время, — рассказал депутат. – В этом году сумма дотаций троллейбусному предприятию снижена по сравнению с 2015 годом примерно в 2,5 раза.  

ПМУП «Городской транспорт» находится в предбанкротном состоянии, и это результат ошибочного менеджмента, который длился долгое время. Я считаю, что пришло время полностью пересмотреть политику в отношении городского транспорта.

И первым шагом должен быть пересмотр дорожной карты и схемы движения общественного транспорта. Возможно, придется сократить количество троллейбусов на ряде маршрутов и увеличить их число на других направлениях, сократить коммерческие автобусные маршруты, которые дублируют путь своих «рогатых» коллег, так как они отнимают у них пассажиров.

После приведения в порядок дорожной карты можно будет рассмотреть вариант переезда «Городского транспорта» с улицы Московской на Кукковку, где также находится троллейбусное депо. Сэкономленных на неиспользовании лишних зданий средств хватит, чтобы погасить долги и обновить парк троллейбусов.

По мнению депутата, Петрозаводск не должен отказываться от муниципального транспорта. 

- Я считаю, что троллейбусы - это достопримечательность карельской столицы. Город не должен отказываться от этого экономичного и экологичного вида транспорта. Но необходимы конструктивные реформы. Понятно, что раньше троллейбусные маршруты прокладывались с учетом того, чтобы доставить рабочих с окраин города до заводов и промышленных зон. Ситуация с тех пор изменилась. Многие предприятия закрылись, появились новые микрорайоны, изменились пассажиропотоки. Нам нужна новая схема движения общественного транспорта.

Валерий Матвеев отметил, что сегодня люди жалуются на то, что  частные перевозчики «гоняют» по городу грязные "пазики". 

- Это еще одна проблема муниципалитета, который должен обеспечить гражданам качественный и безопасный общественный транспорт. Почему у нас по городу ездят развалюхи из Турции?

Когда Галина Ширшина боролась с частными автоперевозчиками, у нас на стоянках стояли 200 новых автобусов. В итоге питерский перевозчик их собрал и увез, а пригнали этот мусор. И теперь нам приходится искать пути выхода из ситуации в значительно более сложных условиях. 

Еще одна злободневная тема — цена проезда на городском транспорте. По мнению депутата горсовета, необходимо попробовать создать условия для развития здоровой конкуренции на рынке данных услуг. 
 
- Сейчас мы устанавливаем предельные тарифы на проезд. Но кто их считает? Никто, поверьте мне. Их берут с потолка. Не должно быть никаких предельных тарифов. Перевозчик сам должен назначать цену. Это рынок, и он всё отрегулирует. Подобную ситуацию мы сейчас наблюдаем на рынке услуг такси, где цены в последнее время снизились именно за счёт большого предложения для того спроса, который есть в Петрозаводске. При этом мы уверены, что стоимость поездки в троллейбусе необходимо снизить до 15 рублей. И результат не заставит себя ждать, - убежден Валерий Матвеев. 

Рецепт выживания    

- В лучшую сторону пока ничего не меняется, - так охарактеризовал ситуацию директор «Городского транспорта» Максим Луньков.

При потребности предприятия в 137 миллионов рублей в год, которая, по словам директора, подтверждена на тарифной комиссии всеми необходимыми документами, в городском бюджете на 2016 год заложено всего 50 миллионов рублей.

- Нам определен предельный тариф – 17 рублей за поездку. Разницу между предельным тарифом и себестоимостью, которая почти в два раза выше, муниципалитет обязан возместить. Однако в бюджете предусмотрено лишь частичное финансирование, - объяснил он.

При нынешнем уровне дотирования, предупредил Луньков, предприятие сможет функционировать в лучшем случае до мая, а дальше троллейбусы встанут.

По его подсчетам, минимум, который позволит предприятию пережить лето, это 36 миллионов рублей, которые необходимо предусмотреть в бюджете уже на апрельской сессии Петросовета.  

В начале марта Максим Луньков представил в петрозаводскую администрацию и Петросовет план первоочередных мероприятий, которые, по его мнению, помогут «Городскому транспорту» выжить.

- Прежде всего речь идет об изменении транспортной схемы в городе, что позволит убрать дублирующие маршруты частных перевозчиков. То, что по маршрутам троллейбусов ездят частные автобусы, никому не добавляет радости. Разве что пробки на дорогах создает, - сказал Луньков.

По его информации, ежедневно на маршруты выходит порядка 70 троллейбусов и до 500 автобусов. Он категорически против сокращения троллейбусных маршрутов:

- Говорить о сокращении троллейбусных маршрутов, я думаю, бессмысленно. Тогда нужно вообще закрывать "Городской транспорт", потому что рентабельным наше предприятие не может быть по определению.

Уменьшение количества маршрутов еще больше усугубит наше финансовое положение, приведет к сокращению рабочих мест, а мы уже и так сократили людей по максимуму. Все это в конечном счете ударит по горожанам.

Если даже будет утверждена новая схема движения городского транспорта, заработает она не раньше января 2017 года. Дело в том, что схема утверждается сессией Петросовета, а перевозчиков необходимо уведомить об изменении маршрутов за 180 дней.

Луньков рассказал, что сейчас в администрации прорабатывается вариант переезда троллейбусного предприятия на Курган. Правда, не ясно, в какую сумму это обойдется, так как здания недостроенного депо не сданы в эксплуатацию, а контактная сеть давно снята.         

- Я очень надеюсь на продолжение диалога с мэрией Петрозаводска и депутатами Петросовета. Наше предприятие работает по-белому, выполняя социальные обязательства перед сотрудниками, строго соблюдая технику безопасности. Может быть, внешне троллейбусы выглядят неважно, но по технической части все нормально. Тех денег, которые мы привозим с линии, хватает только на зарплату. С моей точки зрения, Петрозаводск просто обязан сохранить троллейбусы. Насколько я знаю позицию и администрации города, и депутатского корпуса, крест на предприятии никто ставить не собирается, - сказал Максим Луньков.