18 мая 2015, 08:35

Магазин закрыт навсегда. Почему закрываются карельские предприятия

<p>В Петрозаводске только за несколько последних месяцев закрылись сразу несколько известных магазинов и торговых сетей. Что происходит?</p>

Вот лишь небольшой список предприятий, которые или закрылись или вот-вот закроются - «Буквоед», «Мир книги», два магазина «Лотоса», «Ариана», павильоны сети «Zodiak», кафе «Славянское» вместе с кулинарией. В большинстве своем это все местные карельские предприятия. Мы попытались выяснить, каковы причины этого явления и можно ли остановить накатывающуюся волну банкротств небольших магазинов?

У каждого своя причина

Как оказалось, никто у нас в городе серьезного мониторинга ситуации в этой сфере предпринимательства не ведет. Сотрудники торгово-промышленной палаты РК и общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей» сказали нам, что они имеют дело не с магазинами, а с заводами.

Уполномоченная по защите прав предпринимателей в РК Елена Гнетова призналась, что не занималась исследованием этой проблемы, поскольку никаких обращений за помощью от терпящих бедствие предпринимателей к ней не поступало. Впрочем, она усомнилась в том, что в закрытии целого ряда магазинов можно проследить некую определенную тенденцию.

- У каждого такого закрытия может быть своя причина. Каждый случай нужно разбирать индивидуально,

- пояснила она.

И действительно, крах целого ряда предприятий торговли можно объяснить самыми разными причинами. Книжная торговля давно стала нерентабельной, а кризис еще и усугубил это явление, небольшие местные продуктовые магазины не выдерживают конкуренции с крупными федеральными сетями.

А кафе «Славянское», как признались корреспонденту портала «Петрозаводск говорит» бизнесмены, арендующие здесь площади, закрылось из-за возросших аппетитов владельцев здания. Последние в несколько раз подняли арендную плату...

Поддержка недостаточна

- В самом деле, причин закрытия магазинов много, но главным я бы назвал серьезное в разы, падение покупательского спроса. В таких условиях государство должно больше помогать предприятиям торговли. Но поддержка остается на прежнем уровне или даже уменьшается,

- сказал нам председатель регионального объединения работодателей РОР «Опора» МСБ РК Андрей Фицев.

Например, наиболее распространенной формой поддержки малого бизнеса являются разного рода субсидии, в том числе и софинансирование кредитной ставки. Но сумма, запланированная на это в бюджете Петрозаводска, составляет всего 3 миллиона рублей.

- Непонятно, почему так мало. Примерно столько же выделяет на поддержку бизнеса намного более бедный Пряжинский район,

- говорит Андрей Фицев.

Да и то субсидии предоставляются в основном начинающим предпринимателям и тем, кто вкладывает средства в развитие производства. Уже действующим и что называется, стоящим на месте, на помощь мэрии, похоже, рассчитывать нечего.

Еще одной формой поддержки могло бы стать снижение арендной платы для предпринимателей, занимающих муниципальные помещения. Но с начала этого года плата, наоборот, повысилась.

- Как можно повышать нагрузку на бизнес в условиях, когда дела и так идут плохо?

- удивляется Андрей Фицев.

Нужны оригинальные идеи

Между тем начальник управления экономики и инвестиционной политики администрации Петрозаводска Владимир Владимиров убежден, что повышение арендной платы не может быть основной причиной сворачивания бизнеса.

- Плата повысилась в среднем с 32 до 60 рублей за квадратный метр арендуемой площади в месяц. И даже субаренда (когда арендатор, в свою очередь, сдает помещения предпринимателям — прим. авт.) муниципальной собственности обходится в 182 рубля за кв. метр. Это не сопоставимо с тем, что требуют с бизнесменов крупные торговые центры, где плата начинается от 800 рублей за квадратный метр,

- пояснил он.

- Но если бизнес губит не арендная плата, тогда что же?

- Отсутствие оригинальных идей. Последние мы как раз готовы поддерживать всеми возможными способами, - сказал начальник управления экономики.

Естественно, мы поинтересовались, что в его понимании означают оригинальные идеи. Выяснилось, что это не просто банальные магазины в стиле «купил-продал», ломящиеся от привычного ширпотреба.

 

То есть такие, когда владельцы закупают какой-то товар на оптовых базах, а потом продают его со своей наценкой. Оригинальная идея — это когда в городе открывается собственное производство неких уникальных вещей, а затем они продаются в магазинах города, еще лучше — не только у нас, но и за границей. Пример — тренажеры Маркелова.

Смелые планы

Подобные идеи, по словам Владимира Владимирова, могут получить поддержку не просто в виде субсидии на открытие бизнеса (максимальная сумма по ней 300 тысяч рублей), но и получить статус «приоритетного инвестиционного проекта». В этом случае мэрия поможет с выделением участка земли под строительство производственных помещений и получением всей сопроводительной документации. А правительство республики предоставит различные льготы в налогообложении и субсидирует получение кредитов.

- Некоторые иностранные инвесторы сегодня заинтересованы в том, чтобы наши бизнесмены открывали производство здесь, а они бы получали готовую продукцию за рубежом, накидывали свою долю прибыли и отправляли на продажу в европейские страны,

- говорит Владимир Владимиров.

Иными словами, это некий новый для нас вид предпринимательства, включающий в себя производство и торговлю, причем в формате международной кооперации. Сегодня администрация города хочет привлечь к подобным и другим «продвинутым» проектам как можно больше предпринимателей.

 

На 27 мая намечен выезд делегации от Петрозаводска во главе с мэром Галиной Ширшиной в финский город Йоэнсуу на специальный семинар. На нем перед нашими бизнесменами будут выступать местные предприниматели и русские, обладающие опытом ведения дел в соседней стране...

Но приходится возвращаться к реальности
Безусловно, такие проекты выглядят очень смело. Только вот много ли удастся найти креативных бизнесменов, способных их осуществлять? Скорее всего, большинство предпринимателей все же предпочтет магазины в стиле «купил-продал» и будут держаться за них, пока это возможно. Между прочим, подобные магазины по прежнему являются основой всей нашей торговли (60 процентов предприятий в ней принадлежит малому бизнесу).

Но, похоже, магазины традиционного формата ждут не просто трудные, а совсем уж отчаянные времена. И если такие предприятия начнут тонуть, никто не придет им на помощь. Пока же карельский бизнес планомерно сдает позиции, уступая место более мощным федеральным предприятиям.