01 июля 2016, 12:14

Тенденции современной оперы. От классики до резиновой куклы с огромной грудью

Портал «Петрозаводск говорит» поговорил с бывшей петрозаводчанкой, номинантом премии «Золотая маска-2016», певицей Надеждой Павловой.

Музыкальный театр Карелии завершает сезон. Обилием премьер он зрителей не баловал, зато приглашал звезд. Надежда Павлова, выпускница Петрозаводской консерватории, лауреат международных конкурсов, номинант российской театральной премии «Золотая маска-2016", а теперь солистка Пермского театра оперы и балета, за сезон дважды выходила на карельские подмостки: в гала-концерте, посвященном юбилею театра, и в мае —  в опере «Травиата». Портал "Петрозаводск говорит" побеседовал с певицей о творчестве, современной опере и поворотах судьбы.

— Виолетта  —  это такая партия, прямо моя-моя.

Я пела ее в Петрозаводске, в Литве у Анрейса Жагарса, в Перми в старом спектакле,  сейчас у нас новая постановка. К Дягилевскому фестивалю ее сделал Боб Уилсон. 

 Надежда Павлова  в роли Виолетты  в спектакле Юрия Александрова...


... и Боба Уилсона

— Постановки  у всех режиссеров совершенно разные, но все зависит от самого артиста. 

Я замечаю, что от спектакля к спектаклю привношу свое. Да, мизансцены —  разные, акценты — разные, и режиссеры хотят донести что-то свое, но внутреннее ощущение героини, конечно, мое. Может быть, я неправильно работаю... Конечно, в создании образа помогают костюм, эпоха. У Жагарса, например, действие перенесено в Германию, в тридцатые годы прошлого века, в спектакле есть сцена с раздеванием. Но она абсолютно оправдана: Виолетта сдирает одежду как кожу, она хочет избавиться от прошлого. И веришь в это.                                                                         

В Перми прежний спектакль – это воспоминание Виолетты о жизни, когда она уже умирает. Там вся роль пронизана болезнью. В Петрозаводске  — классическая постановка Юрия Александрова, роскошные костюмы, удобные мизансцены, очень красивый спектакль. Родной театр пригласил, не забывает своих детей, и я приехала.  


—  Мне нравится играть. Я  считаю, что это моя сильная сторона. 

Я  могу выразить чувства своих героинь, их нутро. Когда и с режиссером везет – это большое счастье. Главное — не перегнуть. Вот в опере «Сказки Гофмана» в Перми я играю куклу: резиновая Олимпия с огромной грудью танцует на шесте...

Весь спектакль провокационный, но все сделано очень тонко, изящно. И зрители смеются. А чуть перейдешь грань, и исчезнет обаяние Гофмана...
— Судьба меня сама  ведет.

В Пермь я попала благодаря Собиновскому фестивалю. 

Я уже давно перестала ездить на конкурсы, а тут подруга рассказала, что  в жюри конкурса   — преподаватели саратовской консерватории, но студенты и певцы из Саратова не участвуют, так что это самый честный конкурс.

Отправила данные, и меня выбрали: попала в число 12 участников. А потом заняла второе место! Валерий Платонов, главный дирижер Пермского оперного театра, был дирижером второго, оперного, тура, спросил: «Вам интересно в Петрозаводске?»

Я окончила Петрозаводскую консерваторию, в аспирантуре училась у Владимира Ивановича Дворникова, меня сразу взяли в Музыкальный театр, несмотря на то, что шел ремонт и труппа была небольшой. Здесь шли музыкальные сказки, оперетты (хотя обожаю этот жанр), но все же мечтала петь оперы. Потом, с приходом Юрия Александрова, ситуация поменялась, но для моего голоса  — лирик-колоратурного сопрано — партий мало.

Я понимала, что надо находить театр, где есть репертуар для меня. Но ничего  для этого не делала...

— Собиновский фестиваль перевернул всю мою жизнь, абсолютно всю.  Я словно стала другой. И в Перми все как-то сразу пошло. Не было проходящих ролей, сразу стала петь ведущие партии. Меня заметил худрук Теодор Курентзис. Стали с ним работать. 

Теодор Курентзис  и Надежда Павлова. Премьера  в Пермском театре вызвала восторг публики.

А в конце прошлого года поехала на международный фестиваль в Минск. И опять судьба вела. Обычно конкурсы проводятся для певцов до 23 лет, а тут возрастной ценз был увеличен. Вот и подумала: а почему бы и нет? Тем более, что Минск я люблю.

Была там, когда проходили Дни Карелии в Белоруссии, и влюбилась в город: просторные проспекты, светло, солнечно...  Посмотрела программу —  все у меня есть, ничего специально учить не надо  Вот и поехала тряхнуть стариной. И ничего себе получилось — Гран-при!

— Я человек не азартный, в том смысле, что хорошо  себя чувствую, когда уверена на 100 процентов в том, что делаю...

Впрочем, без доли азарта кураж не приходит. Одна из самых любимых моих ролей — Фея в «Синдерелле, или Сказке о Золушке»  Массне. Она небольшая, но очень эффектная. Сложнейшая по вокалу. Интересна по драматургии и постановке. В одной сцене я выезжаю на живом пони... Каждый раз слышу, как по залу бежит шепот... В другой участвуют дети, а это всегда напряженно. В сцене, где принц и Золушка просят соединить их, пою из зала, стоя на третьем ярусе. Очень эффектная сцена!

Этот очень красивый спектакль сделал художник Вячеслав Окунев,  он, кстати,  делал сценографию и костюмы  и «Травиаты» в Петрозаводске.  Я даже поблагодарила его: «Слава,  большое  спасибо, вы любите своих героинь». Его  костюмы  всегда  стильные, красивые и очень удобные.  

Чем больше пою Олимпию в «Сказках Гофмана», тем больше она мне нравится. Эта партия должна была устаканиться. У меня не чистая колоратура, поэтому надо было понять некоторые технические вещи. Сейчас стало легче. А  когда роль получается – она любимая. И вообще, одну какую-то выделить невозможно. Одна из недавних  —  Донна Анна.  Это выстраданная  роль. Она была номинирована  на «Золотую маску».    
Художественный руководитель театра и  дирижер  Теодор  Курентзис поставил  в  Перми три оперы Моцарта: «Так  поступают все», «Свадьба Фигаро» и вот теперь   «Дон Жуан». 

Режиссером этого спектакля стала аргентинка Валентина Карраско.

— Премьеры в нашем театре, как принято в мире, поют приглашенные солисты, а уж потом свои. Мы спокойно  работали, но Валентина посмотрела и ей понравилось. Она попросила Теодора перевести нас в первый состав. Когда приезжала отборочная комиссия «Золотой маски», на сцене были мы. Так пятеро пермяков стали номинантами самого престижного театрального конкурса России. 

У нас были такие конкуренты, поэтому  были  спокойны и радовались, что нас заметили.

Мы давали «Дон Жуана» на сцене «Новой оперы», комиссия была в зале, шла телетрансляция...  После спектакля у меня брали интервью, спрашивали, с каким чувством я вышла на сцену, очень ли волновалась.

Самое интересное, что  я мало думала о том, что происходит вокруг. Самое важное — доставить удовольствие зрителям. И я чувствовала, что моя энергетика дошла до зала. Концентрация была максимальной. Только музыка, Курентзис за пультом,  партнеры...


Ничего никому я навязывать не буду.

Моему сыну скоро будет семь лет, он собирается в школу.  Я наблюдаю за ним и понимаю, что его не минует какая-то творческая стезя. Он еще не определился в своих интересах, то в одну студию походит, то в другую, но я не тороплю.  

У меня есть замечательный пример. В свое время я сказала своей маме, что не буду  больше ходить в музыкальную школу. Она сказала: «Не ходи».  Прошло время, и я   вернулась, сама. Судьба  же все равно ведет.  

Если сын захочет петь, я ему помогу, а пока стараюсь проводить с ребенком все свободное время, правда, его не так много. Я и в Перми нечасто бываю:  Москва,  Петрозаводск, Цюрих, но это частная поездка...

— Конечно, хотелось бы  выступить на сцене за рубежом. 

В Цюрихе посмотрела  «Леди Макбет» с Татьяной Сержан, которая, кстати, родом из Петрозаводска, здесь окончила музыкальное училище, потом училась в Санкт-Петербурге. Ее карьера пошла в рост после 40 лет. Сейчас это мировая звезда. И я  понимаю, что все возможно.
Я  в шоке от спектакля, в таких постановках с удовольствием бы попела! Они смелые,  нет никакой пыли.

У нас есть ревнители оперы, утверждающие, что она должна быть классической… Я не против, но надо давать и другие  — дерзкие, современные, с глубоким смыслом.

Не для того, чтобы шокировать публику, а для того, чтобы понять сегодняшний день, сегодняшнего человека. А для этого все должно быть убедительным и оправданным.
Известный американский режиссер, представитель театрального авангарда Боб Уилсон проставил в Перми «Травиату». Вместе с Курентзисом он хочет добиться  аутентичности: избавиться от представлений, навязанных традициями, и восстановить оперу такой, как ее представлял Верди. Но это современный спектакль, очень формальный, но очень осмысленный.  

Дирижер Теодор Курентзис, режиссер Роберт Уилсон, Виолетта — Надежда Павлова.   Премьерой "Травиаты" Пермский театр завершил сезон. По мнению критиков и зрителей, триумфально! Поздравляем Надежду Павлову. Петрозаводск ликует!