17 сентября 2013, 12:04

Ледовый дворец будет «заморожен»?

<p>Строительство уже второго крупного спортивного объекта в Петрозаводске оказалось под угрозой срыва.</p>

Стало известно, что на строительстве Ледового дворца в пойме реки Неглинки начались простои. Городские власти, конечно, об этом предпочитают помалкивать, но шило в мешке не утаишь. Исчезнувшие сюжеты на местном ТВ о его успешном возведении — яркое тому свидетельство. Не повторит ли очередной широко разрекламированный спортивный объект печальную судьбу бассейна на Хейкконена, который «строят, строят и никак не построят»? 

Конечно, возведение подобных муниципальных объектов, в отличие от частных спортивных залов и площадок, — дело трудоемкое, так как обычно они возводятся в складчину: тут и местное финансирование, и республиканское, и федеральное. Как говорится, попробуй увяжи одно с другим. Впрочем, в других городах страны с этим успешно справляются, а у наших чиновников и строителей сплошные проблемы. 

Кассовый разрыв 

Федеральный закон № 94 «О муниципальном заказе» предусматривает поэтапное финансирование строительства крупных объектов. Вероятно, такая схема разработана для того, чтобы исполнитель не исчез сразу же после заключения договора с государственными или муниципальными деньгами. Подрядчик выполняет часть работ, заказчик (в нашем случае администрация города) проверяет их качество, подписывает акт приемки, а затем только оплачивает их. Получив деньги, подрядная организация может приступить к следующей фазе. 

Но вот как раз на этапе оплаты и произошел сбой. Мэрия приняла работы, но не смогла полностью их оплатить. В результате строительной компании «Тяжэнерго» пришлось если не свернуть совсем, то значительно урезать фронт работ. К слову, на первом этапе строители должны были завершить возведение коробки самого здания, что они и сделали. А вот второй этап — закупка и установка «начинки» для него (в том числе дорогостоящей холодильной техники, ледо-уборочных комбайнов) — оказался под вопросом. 

Почему же возникли трудности с оплатой? Сотрудники городской администрации утверждают, что всему виной неповоротливость федеральных чиновников. Свои деньги мэрия уже исчерпала. Теперь проблема заключается в том, что Министерство спорта РФ запаздывает с выделением обещанных 150 миллионов рублей, которые как раз и нужны для завершения строительства крытого катка в Петрозаводске. 

В свою очередь, строители тоже исчерпали все свои внутренние резервы. Чтобы закрыть получившийся кассовый разрыв, они взяли кредит в 50 миллионов рублей и уже вложили их в строительство. Второго кредита им никто не даст. Теперь все зависит от того, как скоро поступят деньги из Москвы. На сей счет есть разные мнения. 

— На днях поступила информация из министерства спорта, что средства будут перечислены в ближайшее время, — заверили в пресс- центре городской администрации. 

А вот у самих строителей сведения не столь оптимистичные. 

— Обещали деньги в сентябре, а потом появился слух, что они поступят не ранее октября, — сказала нам заместитель директора компании «Тяжэнерго» Екатерина АНДРЕЕВА. — Если так и произойдет, мы будем поставлены в ситуацию на грани фола. Скорее всего, сдать объект к намеченному сроку — к 15 декабря — полностью не получится. Мы же не волшебники. Пусконаладочные работы придется отнести на январь. 

Не совсем точная, но аналогия 

Сравнение этой ситуации со строительством бассейна на улице Хейкконена просто напрашивается само собой. Там тоже строители вынуждены были приостановить выполнение следующего этапа работ, из-за того что мэрия не смогла оплатить первый. 

Причины задержки в оплате, правда, были несколько иные. Мэрия жаловалась на плохое качество работ и на срыв сроков. В свою очередь, представители строительной фирмы «Стамик» говорили о том, что проект содержал много ошибок, на исправление которых уходило немало времени. В конечном счете, споры между заказчиком и исполнителем зашли в тупик. Объект был заморожен, а строительная фирма не смогла выбраться из финансовой ямы, образовавшейся из-за срыва крупного контракта, и сейчас, насколько нам известно, проходит процедуру банкротства. 

К строителям, работающим на возведении Ледового дворца, у мэрии претензий по качеству и срокам нет. Так что история здесь все-таки несколько иная, чем со строительством бассейна. Получается, что сроки теперь срывает (пускай и по вине федеральных чиновников) сама мэрия. Но не окажется ли так, что в последующем вину в задержке исполнения контракта возложат все-таки на строителей? И не повторят ли они в результате судьбу несчастного «Стамика»? 

Задержка в финансировании уже сейчас беспокоит представителей «Тяжэнерго», потому что за каждый день просрочки исполнения муниципального контракта им придется заплатить штраф в 250 тысяч рублей. 

Можно ли было избежать проблем

Между тем всего этого вполне можно было бы избежать. Существует способ преодолеть «кассовый разрыв» на любом этапе работ. Мэрия часто любит ссылаться на то, что 94-й федеральный закон накладывает жесткие ограничения на отношения между заказчиком и исполнителем работ. Это действительно так: кто только сейчас не жалуется на этот закон по всей стране?! Но, как мы выяснили, этот же «драконовский» 94-ФЗ предусматривает возможность выплаты строителям аванса, причем значительного, в размере 30 процентов от всей стоимости работ. В нашем случае такой аванс стал бы выходом из тупика. Но ни в условиях конкурса, ни в договоре с подрядчиком мэрия не предусмотрела возможности выделения аванса. 

— Строители сами должны оценивать свои возможности и знать, что за договор они подписывают, — сказала нам сотрудница пресс-центра городской администрации, выражая мнение чиновников. 

Да, строители должны трезво оценивать свои возможности. Но в том-то и дело, что это не всегда можно сделать в реальности. У 94-го закона есть одна пренеприятнейшая особенность. Строительная фирма, если хочет выиграть конкурс на исполнение муниципального заказа, должна максимально снизить первоначальную цену проекта. Кроме того, и сама эта цена определяется мэрией лишь приблизительно, по аналоговому принципу. При таких условиях вполне может случиться, что реальная стоимость работ, выполненных строителями на первоначальном этапе, окажется выше запланированной и фирме придется тратить свои собственные оборотные средства. Хорошо, если их хватит, чтобы покрыть «разрыв», а если нет? Та же заместитель директора строительной фирмы «Тяжэнерго» Екатерина Андреева призналась нам, что первоначальную цену проекта Ледового дворца пришлось снизить на 10 процентов... 

Кстати, в этом году принят новый федеральный закон (№ 44) — «О контрактной системе», который призван исправить недостатки 94-ФЗ по части неоправданного снижения цен и по части более точного определения стоимости объекта. Правда, закон этот вступит в силу лишь с начала следующего года... 

Но зачем уповать на новый закон? За прошедшие два года чиновники и сами могли понять, почему у них постоянно срываются объекты. Обжегшись на строительстве бассейна, городские власти должны были выработать более гибкую финансовую политику в капитальном строительстве. По крайней мере, предусмотреть возможность выделения аванса подрядчику в случае возникновения ситуации с «кассовым разрывом». Если, конечно, они хотят нормально построить в городе хоть один крупный социальный объект. Вместо этого мэрия предпочитает занимать такую позицию, при которой, что бы ни случилось, всегда виноваты строители.