27 января 2014, 12:49

Конкурс с тремя неизвестными

<p>Петрозаводская власть нашла способ улучшить городское уличное освещение, только вот выглядит это утопией</p>

Недавно мэрия предприняла любопытную попытку модернизировать осветительную сеть Петрозаводска, не прибегая к привлечению дополнительных средств из городского бюджета. В частности, чиновники объявили аукцион на заключение так называемого энерго-сервисного контракта, который будет включать замену более 14 тысяч уличных светильников в различных районах города. Вместо старых ламп либо там, где они отсутствуют, будут установлены энергосберегающие светильники, энергопотребление которых в разы ниже, чем обычных ныне используемых ламп. В соответствии с контрактом организация, выигравшая аукцион, должна выполнить замену ламп на собственные средства. Доходом подрядчика станет разница в использовании электроэнергии, сложившаяся в результате ее экономии. 

Надо сказать, что идея подобного контракта придумана не мэрией Петрозаводска. Ее общие положения разработаны в статье 19 федерального закона № 261 «Об энергосбережении». Главное из условий контракта — его исполнитель обязан обеспечить снижение затрат на электроэнергию. Только вот благое дело, как всегда, при пристальном рассмотрении выглядит как-то странно: уж слишком много на первом этапе неизвестных. 

1. Какая будет экономия? 

От ответа на этот вопрос, как вы понимаете, напрямую зависит сумма контракта. Только вот сумму предполагаемой экономии в мэрии Петрозаводска нам назвать так никто и не смог. Нам лишь сообщили, что речь идет о 339 миллионах рублей. Такая сумма предусмотрена на уличное освещение на ближайшие 6 лет. Однако это не значит, что фирма, выигравшая аукцион, получит эти деньги. Она сможет получить лишь разницу между этой суммой и реальными затратами на электроэнергию, то есть чистую экономию. При этом экономия должна получиться в результате произведенных подрядчиком работ по модернизации сетей, которую он должен осуществить за свой счет. 

Стоит отметить, что предполагаемый размер экономии должен вычислить сам подрядчик, а мэрия выберет из участников конкурса тех, кто предложит самый интересный вариант с точки зрения сокращения расходов городского бюджета. 

2. Какие работы должен выполнить исполнитель? 

О какой модернизации уличной осветительной сети может идти речь? Самое простое, что здесь приходит на ум, — это заменить старые лампы энергосберегающими светильниками. Пресс-центр администрации даже назвал число ламп, которые могут быть заменены, — более 14 тысяч. К слову, это почти вся осветительная сеть города. 

Но, оказывается, условием аукциона не обязательно является замена светильников. 

— Какие мероприятия по энергосбережению проводить и на какие деньги, решают сами участники конкурса, а не заказчик (администрация города), — уточняет заместитель начальника отдела энергоаудита МУП «Электрические сети» Андрей Дубатов. 

В самом деле, чтобы обеспечить энергосбережение, одной лишь замены светильников может оказаться мало. Изношенные провода, неисправные опоры уличного освещения сами по себе могут приводить к потерям электроэнергии. Если уж менять светильники, то часто вместе с ними нужно менять и опоры, и провода. А это уже совсем другие расходы, чем просто замена лампочек. К тому же есть еще и такая проблема, как несанкционированное подключение. Некоторые строительные организации и торговые точки незаконно подключаются к городским сетям. Нужно обезопасить сети, иначе никакой экономии не получится. Как это сделать — сложный вопрос. 

3. Кто будет обслуживать сети? 

Есть еще один немаловажный фактор. Когда дойдет дело до исполнения контракта, все может окончательно запутаться. Это произойдет в том случае, если модернизацией займется одна компания, а обслуживать городскую сеть будет продолжать муниципальное предприятие «Электрические сети». Тогда, например, очень трудно будет установить, отчего вдруг перегорели новые энергосберегающие светильники. То ли МУП «Электрические сети» вовремя не заменило аварийный провод, то ли занимающаяся модернизацией фирма установила дешевые и ненадежные лампочки. Обе организации, как водится, будут валить вину друг на друга. В результате все погрязнут в судах. 

Иными словами, уж слишком много неизвестных для того, чтобы принимать участие в конкурсе. Правда, все меняется, если предположить, что условия конкурса прописываются под одну определенную компанию. 

— Конечно, может оказаться, что на конкурс не выйдет ни одного участника, — честно признался нам заместитель начальника отдела энергоаудита МУП «Электрические сети» Андрей Дубатов.  

Есть мнение  

Депутат Петросовета Павел Сандберг: 

— Прежде чем назвать сумму экономии, которая будет более-менее реальной, а не взятой с потолка, участник конкурса должен провести обследование наружной осветительной сети. Реальными возможностями для такого обследования на сегодня обладает только одна организация — МУП «Электрические сети». Эта же организация единственная владеет и производственными мощностями для того, чтобы взяться за работы по модернизации сетей. В таком случае непонятно, для чего проводится конкурс, в котором, по идее, могут участвовать любые фирмы, если реальную возможность победить в нем имеет только муниципальное предприятие или какая-нибудь связанная с ним фирма? Кроме того, одного лишь обследования наружной осветительной сети мало. Эта сеть связана с подземными кабелями и подстанциями, которые находятся в аренде у ОАО «Петрозаводские коммунальные системы». Нужно обязать эту компанию тоже провести обследование своей части сети. Но сделать это можно только путем заключения дополнительного договора. Такого договора, насколько я знаю, администрация города с ОАО «ПКС» не заключала.