15 мая 2015, 08:00

Карельское образование ждет тотальная оптимизация

<p>Родители и профсоюзы бьют тревогу и готовы судиться, а чиновники уверены, что реорганизация школ, сокращение учителей и закрытие детских домов — жизненная необходимость.</p>

Присоединяй и властвуй

Первые отголоски грядущей масштабной оптимизации образования в Карелии появились неделю назад, когда в интернете было опубликовано письмо за подписью 73 родителей одной из школ Медвежьегорского района к главе республики Александру Худилайнену.

Как писали тогда родители, с 1 сентября 2015 года местные власти и Министерство образования Карелии намерены реорганизовать сельскую школу в селе Шуньга — присоединить ее в качестве филиала к Толвуйской школе и возить туда 10-11 классы, а также сократить ставки учителей и нагрузку.

Также чиновники хотят объединить оставшиеся разновозрастные классы для занятий по ряду предметов (химия, физика, история, география и другие) и при этом объясняют все изменения «отсутствием финансирования для достойного и полноценного обучения».

Планы местных и республиканских властей родители называют не иначе как «грубым нарушением прав детей на образование» и просят главу Карелии не допустить фактической ликвидации школы.

Полным ходом

Еще откровеннее о планах карельских чиновников на заседании комитета по образованию при Заксобрании республики 13 мая рассказала председатель профсоюза работников образования Медвежьегорского района Ирина Вишневская.

— Меры оптимизации уже идут полным ходом. Шуньгская и Повенецкая школа сейчас средние школы, но планируется сделать их основными, — сообщила Вишневская.

— Планируется ликвидация Медвежьегорского детского дома: сразу освобождается 38 работников. Планируется слияние спортивных школ разной направленности, детской музыкальной и художественной школ в Медвежьегорске, сокращение библиотекарей в школах и рабочих по зданиям, — добавила она.

Ирина Вишневская

— План еще не подписан, но работа по нему уже ведется. В Медвежьегорском районе планируется сократить более 200 штатных единиц. Работников предупреждают, что кого-то ждет увольнение, у кого-то изменится нагрузка, — рассказала Ирина Вишневская.

— В деревне: в Шуньге, в Великой Губе, в Челмужах, кроме педагогической работы, ничего не найти. Работают только садики и школы. Люди уедут, а уникальные заонежские деревни, которые еще живы, исчезнут. Дети, родители и учителя стали заложниками всего этого. Убедительно прошу: не надо экономить на детях, — обратилась к депутатам председатель профсоюза.

Взяли под козырек

Тему оптимизации подхватил председатель комитета по образованию ЗС РК Андрей Рогалевич, который получил за последнее время более 50 аналогичных обращений от педагогов и родителей со всей республики. Шквал писем и звонков, по словам Рогалевича, породил приказ Минобразования Карелии №302 о плане мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета.

Документ рассчитан на ближайшие годы и предусматривает слияние колледжей, техникумов, коррекционных школ и организаций дополнительного образования с сокращением услуг некоторых из них. Кроме того, чиновники планируют закрытие детских домов, объединение сельских школ и присоединение к ним детских садов, перевод школ из полных в основные и из основных — в начальные, а также упомянутую ликвидацию 10-11 классов с объединением остальных разновозрастных классов на некоторых уроках.

Андрей Рогалевич

— Мы считаем те процессы, которые уже начали происходить в Карелии, очень серьезными: органы местного самоуправления, взяв под козырек, делают все возможное и невозможное, чтобы реализовать этот приказ, начиная с сельских школ и заканчивая детскими домами, — сообщил Андрей Рогалевич.

Сага о бюджете

В Министерстве образования Карелии ситуацию предпочитают не драматизировать. Процессы оптимизации здесь называют сложными и болезненными, но необходимыми и давно назревшими. При этом чиновники, включая министра образования Александра Морозова, свои инициативы объясняют сокращением числа учащихся и заботой о республиканском бюджете.

— В 2002 году одиннадцатые классы в Карелии закончили порядка 9 тысяч детей, — рассказал нам Александр Морозов. — А в 2015 году ЕГЭ будут сдавать 2,5 тысячи одиннадцатиклассников. При этом количество учреждений и учителей сильно не изменилось. Это тоже проблема, — считает чиновник.

— Или вот такой пример, в том же Медвежьегорском районе. Средняя школа в Великой Ниве. Число детей — 14 человек. В 20 километрах есть большая Толвуйская школа. Средняя школа на 14 человек никогда детей не научит в 10 и 11 классе — всего необходимого набора педагогов в этой школе просто нет. Никто сейчас не говорит о массовом закрытии школ, но есть вещи, которые нужно продумывать, учитывая очень сложный бюджет 2015 года, — уверен министр.

По словам Морозова, в каждом районе разработана дорожная карта по оптимизации. Но при этом никто местные власти к выполнению 302-го приказа не принуждает. Муниципалитеты могут держать любую сеть образовательных организаций, которую сочтут нужной, но финансироваться она будет строго по нормативу, уточняет чиновник.

Все планы по оптимизации, заверил нас Александр Морозов, пока еще находятся в стадии разработки, а Минобразования занимается анализом поступивших предложений и замечаний. Более того, по словам министра, приказ о реорганизации или сокращении штата какой-либо школы не подписан ни одной из районных администраций.

Поэтому Морозов не очень верит в разговоры о том, что учителя и педагоги в районах уже получают уведомления о сокращениях: без приказа уведомить кого-то об увольнении просто нельзя. По словам министра, это слухи, которыми неизбежно обрастают подобные процессы.

Александр Морозов

— Мы работаем с муниципальными районами, и там, где можно провести эти мероприятия более щадящим путем, мы будем это делать. Подчеркиваю: то, о чем говорилось на заседании комитета по образованию, еще ни в одном районе не принято. Все идет на уровне проектной работы, — говорит чиновник.

Если население все же будет несогласно с намечающейся оптимизацией и через решения сельских сходов попытается предотвратить реорганизацию школ, Александр Морозов обещает провести с людьми кропотливую разъяснительную работу.

Сокращения в педагогических коллективах, говорит министр, конечно, больно ударят по людям, но школы и детские дома — это не градообразующие предприятия, которые должны обеспечивать занятость. Создавать рабочие места нужно через развитие экономики и строительство предприятий, уверен Александр Морозов.

Точку поставит суд?

В словах карельского министра, бесспорно, есть своя логика. Главное, однако, в стремлении сэкономить бюджетные деньги не перегнуть палку с оптимизацией. Получится ли у карельского правительства обеспечить и право на обучение, и образование качественное сохранить, и население не обидеть, и при этом с закрытием школ не переборщить — станет понятно в скором времени.

А пока в решении этих острых вопросов могут помочь и органы правосудия. Во всяком случае, медвежьегорские родители и общественники намерены отстаивать право на доступность образования в суде.