13 апреля 2015, 10:50

Карельских перевозчиков хотят послать на все четыре стороны

<p>Сегодня должна решиться судьба карельских перевозчиков, которые занимаются пригородными и междугородними маршрутами.</p>

Ореховый зал Законодательного собрания РК давно не накалялся до столь высокого градуса эмоций. 10 апреля здесь состоялась парламентская комиссия по вопросам транспорта, на которой депутаты попытались разобраться в условиях конкурса на право осуществления автобусных перевозок по Карелии, вызвавшем шквал критики со стороны карельских предпринимателей.

Председатель карельского госкомитета по транспорту Игорь Жадановский, который признал за собой авторские права на документ, взбудораживший карельский бизнес, позволил себе столь неаккуратные фразы, что ухитрился настроить против себя большинство присутствующих.



В Петрозаводск - «за сливками»
Скандал разгорелся после того, как карельские предприниматели узнали, что, по условиям нового конкурса, 98 автобусных маршрута трансформировались в 4 лота. Укрупнение лотов привело к тому, что для участия в конкурсе автоперевозчик должен иметь от 17 до 36 автобусов. Даже крупнейшее в Карелии автотранспортное предприятие ГУП «Карелавтотранс» вынуждено было объединиться с ГУП «Карелавтотранс-Сервис», чтобы подать документы на конкурс. Большинство карельских автоперевозчиков оказались «за бортом».

Выступая перед депутатами, предприниматели говорили о том, что их фактически выдавливают с рынка. С таким трудом выстроенная схема автобусных перевозок может рухнуть, люди останутся без работы, а крупные питерские компании, которые, предполагают местные предприниматели, придут на их место и для которых специально «верстались» условия конкурса, «бросят» невыгодные маршруты между вымирающими карельскими поселками.

Советоваться на обязаны
Работающий на рынке вот уже 14 лет медвежьегорский предприниматель Владимир Виноградов рассказал, что невыгодные маршруты компенсируются за счет перевозок в Петрозаводск. Он боится, что крупные компании из Питера заберут интересные маршруты до Петрозаводска, «снимут сливки», а разбираться с убыточными рейсами предложат на условиях субподряда карельским предпринимателям. К тому же конкурс рассчитан на пять лет, в течение которых можно без труда угробить небольшие местные компании, оказавшиеся не у дел.

- Это против нас было сделано. Почему конкурс вдруг ни с того ни с сего превратился в такие огромные лоты? Почему нас отрезали от конкурса? - задал риторический вопрос Владимир Виноградов. Предприниматели в один голос говорили, что при подготовке конкурсной документации с ними никто не советовался, их мнением не интересовались, их даже не предупреждали о готовящемся укрупнении.

- Нас никто не спрашивал, с нами никто не советовался. Когда объявили о конкурсе, мы были ошарашены, - сказал Валентин Марьин, работающий на сортавальских и лахденпохских маршрутах.

- Мы с народом не должны советоваться, - сказал Игорь Жадановский.

Чужих денег не жалко
Автоперевозчик из Суоярви Николай Воробьев, у которого на маршрутах работает 12 автобусов, рассказал, что взял земельный участок для строительства нового автовокзала. Он не понимает, зачем он так старался развивать свой небольшой бизнес, чтобы потом в одно мгновенье чиновники его разрушили одним росчерком пера. Он считает, что подобные действия могут привести к социальному взрыву.

Игорь Жадановский посоветовал, мол, могли бы взять в аренду несколько автобусов и участвовать в конкурсе.

- А где деньги? Дайте деньги, - удивился предприниматель той легкости, с какой чиновник рассуждал о финансовых возможностях малого бизнеса.
Одним из аргументов в пользу укрупнения лотов, который высказывал Игорь Жадановский, стали отказы предпринимателей работать на невыгодных маршрутах.

Присутствующие на заседании депутатской комиссии предприниматели говорили, что это не так. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что проблемы в отдельных районах все же существуют.

Много нерешенных вопросов, подтвердила депутат Александра Спиридонова, существуют в Олонецком районе.

- Нельзя из-за одного района, даже если там были отказы, лишать всех остальных возможности работать, - сказала Спиридонова.

По информации госкомитета, в 2014 году по различным причинам было сорвано 383 рейса. Правда, когда депутаты попросили сказать, сколько это составляет в процентном отношении, то получили отказ. Мыслить в процентах в комитете не спешат. Депутаты не получили ответа и на другой вопрос: по каким причинам автобусы не вышли в рейс? Ведь одно дело, когда предприниматель не выполняет обязательств, и совсем другое, когда автобус не выходит на трассу из-за погодных условий или плохой уборки дороги.

На все четыре стороны
Игорь Жадановский твердо стоял на своем: укрупнение лотов было необходимо, чтобы объединить экономически привлекательные и убыточные маршруты. Правда, он так и не смог внятно пояснить, почему укрупнение было произведено таким образом, чтобы подавляющее большинство карельских автоперевозчиков не смогли в нем участвовать. Ведь, и об этом говорили многие депутаты, можно было сформировать 19 лотов (по числу районов) или, к примеру, 50, 15, 10.

Но, судя по объяснениям Жадановского, в комитете решили ориентироваться на стороны света и создали северное, южное, западное и восточное направления. В общем, местным предпринимателям предложено идти на все четыре стороны.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Елена Гнетова обратила внимание, что даже в антимонопольную службу госкомитет не смог представить никакой аналитики относительно того, как возникло четыре лота. Согласитесь, ориентацию на стороны света вряд ли можно считать серьезным аргументом.

- Почему мы забираем работу у своих, почему мы опять своих обдираем? На сегодня мы видим откровенное лобби более мощных перевозчиков из Санкт-Петербурга, – считает депутат Ирина Семенова. Парламентарии были на редкость единодушны - сомнительный конкурс нужно отменять.

С коррупционным душком?
Как рассказал Игорь Жадановский, прием документов завершился 6 апреля. В госкомитет поступило 6 заявок на 4 лота, при этом по двум лотам заявилось по одному участнику, то есть выбирать не из кого. 15 апреля госкомитет планирует подвести итоги конкурса. Судя по настроению Игоря Жадановского, ни о какой отмене конкурса он не помышляет.

- Закон есть закон. Процедуру отменить мы не можем, - сказал он.
После этих слов Владимир Воробьев признался: «У меня реально мысли о суициде появляются». По словам предпринимателя, он должен до середины 2016 года платить кредит по 600 тысяч рублей в месяц.

В конце заседания до Игоря Жадановского, видимо, дошло, что он оказался в меньшинстве и его позиция вызывает у депутатов крайнюю степень неприятия. Он попытался как-то сгладить негативный эффект. Но в результате, получилась совсем некрасиво.

- 15 числа объявляется победитель. У нас есть пятнадцать дней на то, чтобы все, кто заинтересован ездить по дорогам, общаться с победителями, договариваться и все прочее, - намекнул он.

Предприниматели поняли чиновника превратно.

«Обалдеть», «дайте телефоны, кому денег занести», «вы чего сказали», - кричали они. «Это чисто коррупционная составляющая», - подвела черту депутат Ирина Петеляева.
На этой «оптимистической» ноте заседание завершилось.

13 апреля, депутаты, перевозчики собрались с представителями карельского УФАС, чтобы сообща найти выход. 

Рабочая группа собралась за закрытыми дверьми. Видимо, разговор бы непростым. Председатель комиссии депутат Николай Макаров, открывая в 16 часов экстренное заседание комиссии, посетовал, что консолидированной позиции «в результате спокойного ровного обсуждения» выработать не удалось.

Он настойчиво пытался убедить присутствующих, что только суд может отменить конкурс. Юристы ЗС РК пояснили, что это в силах сделать его организатор, то есть карельское правительство. В результате, было принято решение подготовить обращение к главе РК с просьбой отменить губительный для карельского бизнеса конкурс.

Неожиданно, в запасе оказалась целая неделя. Временную передышку карельским автоперевозчикам предоставил Арбитражный суд РК, который 13 апреля приостановил конкурс. Это связано с тем, что несколько предпринимателей сейчас пытаются оспорить решение карельского УФАС, которое в 2014 году признало прежние условия конкурса противоречащими закону о конкуренции. 21 апреля суд должен вернуться к рассмотрению дела. Очевидно, что карельские предприниматели пока получили лишь слабую надежду на то, что к ним прислушаются.