29 марта 2016, 20:15

DJ Feel: «Кто-то пишет музыку, кто-то раздевается»

Трижды лучший российский диджей, посетивший Петрозаводск, – о дани моде, дедушкином свитере и записанной с Познером композиции

Филипп (настоящее имя DJ Feel), вы возглавляете многие хит-парады диджеев, вас можно увидеть и в российских, и в мировых списках. Как формируются такие рейтинги? Кто определяет «качество» диджеев?

– Думаю, слово «качество» тут особой роли не играет. Сложно сказать про музыку, качественная она или нет. Тут скорее играет роль характеристика «нравится/не нравится».

Большинство людей не разбираются в музыке, они ее просто слушают. Вот в Инстаграм мы или ставим лайк, или нет.

Здесь такая же схема: если говорить о мировом рейтинге диджеев, где я 6 лет входил в сотню лучших, то там все просто. Есть английский журнал «DJ mag», который является, пожалуй, самым авторитетным в области танцевальной музыки. И там каждый год объявляют голосование: люди заходят на сайт и вписывают пять имен. Они ни в чем не ограничены: туда можно вписать себя, друга Сережу, кого-то из известных артистов.

 Потом на этом же сайте появляются сто лучших диджеев по результатам голосования. Почему люди за тебя голосуют – это уже другой вопрос. Но в любом случае это будет основано на музыке. На список «DJ mag» ориентируются очень многие клубы, организаторы вечеринок. Есть и другие рейтинги. Был российский топ-лист, который я три года возглавлял, но он в какой-то момент перестал существовать.

  А как вы думаете, кто вписывает ваше имя на голосовании?

Если говорить о российской аудитории, то она меня знает не только как музыканта, но и как человека, который уже 15 лет работает на радио «Рекорд» и столько же занимается программой «Трансмиссия». А эта программа в итоге выросла и в фестиваль, и в звукозаписывающую компанию.

Я занимаюсь продвижением трансмузыки в массы, и людям импонирует, когда человек занимается не очень популярным делом.

А за 15 лет мне все же удалось достигнуть некоторых успехов, и много всего интересного было сделано. У нас даже есть композиция, записанная с Познером. Мы сделали трек, посвященный организации по борьбе с ВИЧ и СПИД. За все это, наверное, и голосует российская публика. Ну и плюс им нравится музыка. Мировая аудитория лишена этой истории про «Трансмиссию», там меня знают именно как музыканта.


Вы сказали, что красивое лицо – это не главное. Но при этом многие известные актеры, спортсмены, телеведущие записывают себя в диджеи и начинают гастролировать по клубам. Это дань моде?

Думаю, как мода это уже отошло. Это было актуально лет пять назад, и некоторые с тех пор даже задержались в этой профессии. Самый яркий пример – Руслан Нигматуллин, который был футболистом сборной России, но сейчас его знают именно как диджея.

Что касается остальных людей, которые этим занялись, – в том числе Ксюша Бородина, Маша Малиновская, Анна Хилькевич, Павел Воля, - для них, я думаю, это возможность достаточно быстро заработать определенную сумму денег, даже не прикладывая к этому особых усилий.

Потому что, по большому счету, все, что нужно, чтобы люди пришли на твое выступление, уже есть. Ты – Аня Хилькевич. Достаточно написать это на афише, и никого уже не волнует, что ты будешь делать, когда приедешь. Все хотят прийти и посмотреть на Хилькевич. Ну и музыку послушать – куда от этого денешься? В общем, никому не надо объяснять, кто такая Хилькевич.

Это очень удачный продукт, причем удачный он для всех сторон. И для Ани, и для клуба, которому не нужно будет рассказывать, что это за диджей такой и почему на него надо идти. Всем все понятно, и многие придут в клуб. К музыке это почти не имеет отношения, но с точки зрения продукта и денежного оборота – все работает.

  Не обидно, что кто-то работает годами, а кому-то достаточно лица на обложке?

–  Вообще, нет. Я об этом даже не думал: к тому, что я делаю, это не имеет отношения. Это совершенно другая вещь.

У нас есть агентство «Радио Рекорд», и оно предлагает клубам и продюсерам список артистов для «бронирования». И в этом списке есть DJ Банан. И это Банан из сериала «Физрук». Когда я узнал, что мы предлагаем его как диджея, я слегка удивился.

Это смелый коммерческий ход, в результате которого часть аудитории «Радио Рекорд» вполне могла сказать: «Вы что делаете?!» Но это если смотреть с точки зрения культуры. С точки зрения бизнеса это абсолютно нормально. Есть спрос, и есть предложение.  Обидно? Нет. Люди, которые пойдут туда и которые пойдут ко мне, – разные.

Как вы думаете, для тех, кто идет в клуб в пятницу и  субботу, действительно важно, кто там будет стоять за пультом?

 – Нет, в большинстве это им совсем  не важно. На данный момент есть аудитория, которой нравится музыка, и есть вся остальная аудитория, которая ходит в клуб развлекаться. Как в кино или в боулинг. Музыка тут – это нечто вторичное. Они хотят отдохнуть, возможно, выпить, с кем-то познакомиться. Но когда в клуб приезжает определенный артист, на него приходит в том числе и «его» публика.

Есть люди, которые пишут музыку, занимаются творчеством. Есть те, кто просто меняет пластинки в ночном клубе. И те, и другие называются диджеями. Это странно.

–- Диджей – это общее понятие, чтобы людям было понятнее. Когда ты говоришь «диджей», сразу появляются ассоциации: человек, танцевальная музыка, вертушки, клуб. Поэтому уже давно объединили два понятия: человек, который пишет музыку и выступает, и человек, который просто выступает.

Но жизнь повернулась так, что просто стоять за вертушками и ставить музыку – это очень мало для того, чтобы развиваться. Соответственно, нужно делать больше.

Каким образом ты будешь выделяться – это уже следующий вопрос. Кто-то играет на большом количестве вертушек, кто-то показывает фокусы, кто-то раздевается, кто-то пишет музыку. У всех свое поле деятельности и свое развитие.

   Вы часто проводите чаепития для поклонников вашей музыки. Откуда пошла эта традиция?

– Было девять лет проекту «Трансмиссия» в Санкт-Петербурге, и я подумал, что надо это дело отметить среди своих. Я понял, что хочу неформальную атмосферу, живое общение. Так прошло первое чаепитие. Потом мы сделали это еще раз. А потом в Москве сказали: «Мы тоже хотим такую штуку сделать». Так и пошло. Это называется чаепитием, чтобы четко обозначить формат: чай, сладости, никакого алкоголя. Там собираются те, кому действительно интересно.

Есть стереотип, что диджей – это профессия молодых. Насколько он близок к истине?

 – На данный момент очень далек. Большинство современных популярных и очень популярных диджеев –  в возрасте от 30 до 50 лет. И David Guetta, и Tiësto, и Пол Ван Дайк – им 40-50 лет. За счет того, что они не надевают дедушкин свитер, все еще носят кожаную куртку и делают актуальную музыку, они по-прежнему собирают по 50 тысяч человек на стадионе, и у людей нет ощущения, что они танцуют вместе с человеком, которому 47 лет.  Ну и там всегда есть те, кто выросли на этой музыке.

Диджей превратился в обычного артиста. Ведь растут люди с группами «Алиса», "ДДТ". И солисты не становятся для них старыми, они просто становятся «своими». Здесь такая же история.

   Ваша супруга как-то поддерживает вас в работе? Или она вне всего этого?

 –  Она не может быть вне, потому что с супругой мы уже 7 или 8 лет вместе. И, естественно,  многие мои успехи были достигнуты с ее поддержкой. Без нее многого бы не случилось. И ее немешание мне в этом вопросе тоже имеет большое значение. Получается все совмещать – и семью, и работу. Единственная проблема, которая возникла для моей жены в последнее время, – это мое увлечение хоккеем. Это стало занимать определенное время, и я уже успел в гипсе походить, это ее  напрягает.