Будем ездить без полисов? Уход "Росгосстраха" может поставить крест на ОСАГО
26 мая Банк России приостановил лицензию страховой компании «Росгосстрах» на выдачу полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). При этом обязательства по всем ранее выданным полисам за ним сохранил.
Причина – неисполнение компанией в установленный срок предписаний, связанных с нарушениями порядка заключения договоров ОСАГО. Если проще – слишком много нарушений, которые компания не спешит устранять. По данным ЦБ, представители компании необоснованно отказывали клиентам в заключении договоров ОСАГО, навязывали дополнительные услуги при покупке полиса и обнуляли скидки.
Сообщается также о том, что с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2300 жалоб от граждан на действия страховщика.
Тысячные проценты
В самом «Росгосстрахе» говорят об излишней жестокости решения ЦБ. В федеральной пресс-службе компании не исключают, что какие-то нарушения могли быть, однако объясняют их большим количеством подписанных договоров. Так, в компании говорят, что с начала 2015 года «Росгосстрах» заключил более 5,5 млн договоров, за 2014 год — более 18 млн.
- При таком количестве клиентов неизбежны недоразумения на местах и, соответственно, жалобы в ЦБ. Это тысячные процентов от заключенных за это время компанией договоров по всей стране, - заявляют в компании. И добавляют, что неисполненных предписаний на данный момент компания не имеет.
Подтвердили слова федерального руководства компании и в карельском отделении «Росгосстраха». Как заверила наш портал директор «Росгосстрах-Карелия» Наталья Корнева, в Карелии и вовсе никаких нарушений у компании нет. По ее словам, она даже не представляет, какого рода нарушения могли повлечь столь серьезные санкции.
Добавим, что от дальнейших комментариев директор карельского филиала отказалась.
Полгода на исправления
Что дальше? В Центробанке, который, напомним, регулирует рынок страхования ОСАГО, «Росгосстраху» дали полгода, чтобы исправить все нарушения. При этом ряд экспертов считает, что проблема может быть решена значительно быстрее. В СМИ называется даже срок в одну-две недели.
Если решение вопроса затянется, в некоторых регионах могут возникнуть серьезные проблемы. Об этом публично заявил директор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. Если точнее, то проблемы возникнут у рядовых автолюбителей.
В настоящее время компания занимает самую большую долю на рынке ОСАГО в стране – в среднем от 30 до 50 процентов всего рынка. В ряде регионов «Росгосстрах» - единственный продавец этого вида полисов, фактически монополист.
Именно поэтому вынужденный уход крупнейшего игрока с этого рынка может привести к весьма серьезным последствиям – от банального дефицита полисов до полного краха всей системы страхования ответственности. Последний сценарий не выглядит таким уж маловероятным, поскольку уже сейчас понятно, что клиентов «Росгосстраха» ( их в России миллионы, а в Карелии тысячи) в других компаниях не ждут.
Желающих занять нишу нет
И это действительно так. Порталу «Петрозаводск говорит» на условиях анонимности удалось пообщаться с представителями нескольких страховых компаний Карелии. Наши собеседники отказались называть свои имена (их в тексте мы поменяли) по той простой причине, что компании, в которых они работают, имеют головные офисы в Москве и любые ответы для СМИ должны проходить согласование именно там. Понятно, что на откровенность в таких ответах рассчитывать не приходится.
Мы пообщались с двумя специалистами. Оба они, точнее обе, не сговариваясь заявили, что уход компании «Росгосстрах» с рынка ОСАГО ничего хорошего ни другим страховщикам, ни тем более автовладельцам не сулит.
На простой вопрос, готовы ли карельские страховые компании занять освобождающуюся нишу, оба наших эксперта заявили резкое «нет».
- Ни одна из страховых компаний не скажет вам, что готова это сделать, - рассказывает Ольга. – Причина очевидная – данный вид страхования убыточен, в регионах тем более. «Росгосстрах» - единственная компания, которая столь массово заключала договоры и в итоге получила до 50 процентов всех клиентов. Но для них это направление все равно было убыточным.
По мнению Ольги, после вынужденного ухода «Росгосстраха» ситуация на рынке ОСАГО может стать еще более напряженной, чем это было даже накануне апрельского увеличения цены полиса.
- Даже после повышения тарифа этот вид страхования остался убыточным. Поэтому страховые компании не заинтересованы в том, чтобы продавать полисы ОСАГО, - уверена Ольга. – Никому не нужны многочисленные клиенты «Росгосстраха». Страховые компании будут делать все возможное, чтобы не заключать договоры ОСАГО. Будут действовать так, как делали в марте-апреле, то есть всячески усложнять автолюбителям, в том числе с помощью других услуг, получение полиса ОСАГО.
«Росгосстрах» мог специально уйти с рынка
Ольге вторит и Елена, специалист другой страховой компании:
- Вспомните, как действовали страховые компании в начале этого года? – говорит Елена. – Они делали все для того, чтобы либо не заключать новые договоры ОСАГО, либо навязать дополнительные услуги – страховку жизни, жилья и так далее. Даже после изменений и увеличения стоимости полисов ситуация не сильно изменилась. Все потому, что обязательные выплаты в случае ДТП тоже выросли.
Представьте, что при новой минимальной цене полиса, например пять тысяч рублей, страховые выплаты в случае ДТП по автомобилю достигли 400 тысяч, а по здоровью 500 тысяч рублей. Почти миллион рублей при страховке 5 тысяч. Даже если страховка будет стоить 10 тысяч, это не покроет возможных убытков. Это разве бизнес? Какой компании нужна такая страховка при таких рисках? Никто не хочет заниматься такой благотворительностью. Так что клиенты «Росгосстраха» при перестраховании рискуют остаться вообще без полисов.
- То есть в других компаниях им просто откажут в получении полиса или потребуют оформить страховку на другие виды? Это ведь незаконно.
- Можно даже не отказывать. В компании, которая не желает заниматься страхованием ОСАГО, достаточно внедрить собственный технический осмотр автомобиля. Страховые компании имеют право перед страхованием провести свой ТО. И теперь представьте: приходит автолюбитель за новой страховкой, так как старая заканчивается со дня на день, а ему предлагают пройти осмотр автомобиля. Он не против. Но осмотр по записи. Запись через два месяца. Все, клиент отказывается от такой страховки и идет в другую компанию. А там та же история. Каков итог? Человек остается без страховки или значительно переплачивает, страхуя жилье и себя.
- Неужели такое возможно?
- Так еще недавно поступали три ведущие компании Карелии – все тот же «Росгосстрах», «Ресо» и ВСК.
- «Росгосстрах» отказывался от клиентов? Они же об обратном заявляют. Вот и решением ЦБ недовольны.
- Скажу честно. Мне кажется, что вся эта история с приостановкой лицензии – часть интересной схемы. Я допускаю, что «Росгосстрах» намеренно мог уйти с этого рынка вот таким вот образом. Представьте себе, они получили фактически монополию на заведомо убыточный рынок, бесперспективный рынок. Не удивлюсь, что они сейчас с него просто «соскочили». Подчеркну, это мое мнение. По крайней мере, я не удивилась, когда узнала эту новость. Это логично.
А может, без ОСАГО?
Что же ждет рынок ОСАГО при таком развитии событий? Автолюбителям плохо – полисы дорогие, страховым компаниям плохо – даже с высокой ценой полиса бизнес убыточен.
- Мне видится, что единственный путь - страхование ОСАГО будет постепенно переходить к большим банкам, при которых работают свои страховщики, - считает Елена. – Так рисков меньше. Другие страховые компании по-прежнему будут стараться заключать как можно меньше договоров ОСАГО.
Еще одна тенденция, которая уже наметилась, – многие автолюбители просто отказываются от ОСАГО. Им выгоднее заплатить штраф в 800 рублей за его отсутствие, чем платить такие большие суммы фактически за воздух. Особенно эта тенденция прослеживается в районах. Сама знаю, очень много людей в глубинке ездит без полиса ОСАГО. Часто ли попадешь на штраф? Крайне редко. В аварии тоже в районах попадают нечасто. Вот и ездят люди без ОСАГО.
Добавим, что в карельском отделении Центробанка существует целый отдел, который работает по нарушениям ОСАГО. Тем не менее наши попытки получить комментарии от нашего Центробанка свелись к лаконичному ответу – по всем вопросам, касающимся ОСАГО, нам, журналистам, велено обращаться в Москву. Как говорится, без комментариев.
Что же в итоге? Неплохая в общем-то идея страхования автогражданской ответственности превратилась в пародию на саму себя. Сложно сказать, кто от нее сегодня в плюсе. Разве что те автолюбители, кто часто попадает в аварии. ОСАГО им в помощь. Остальным этот полис, цена которого доходит до 16 тысяч рублей, похоже, не особо-то и нужен. Впрочем, не он первый, не он последний. Достаточно вспомнить недавний закон о такси с обязательными шашечками и кассами в машине. Пыжились, пыжились, на выходе полный крах. Впрочем, это тема отдельного материала. Следите за нашими публикациями.