«Запрыгнули в последний вагон уходящего поезда»
Накануне в Карельском научном центре Российской академии наук состоялось совместное заседание Президиума КарНЦ РАН и экспертного совета министерства экономического развития Карелии, на котором присутствовал также и губернатор республики Александр Худилайнен.
Посвящена встреча была одной из самых животрепещущих тем последнего времени – обсуждению федеральной целевой программы развития Карелии до 2020 года.
Предполагается, что ФЦП станет мощным импульсом, который позволит Карелии выйти на новые уровни экономики. По словам Худилайнена, мысль о том, что Карелия может обзавестись личной федеральной программой, возникла несколько лет назад. Но тогда – в виде «несбыточной мечты». Однако, если исходить из того, что 9 июня этого года ФЦП была одобрена на государственном уровне, желание оказалось вполне выполнимым. Правда, как признался губернатор, добиться этого было тяжело.
Поумерили аппетиты
Изначально планировалось, что Карелия получит около 600 миллиардов рублей из консолидированного бюджета на социально-экономическое развитие. Однако, как выразился глава, пришлось «несколько умерить свои аппетиты». Поэтому мы получим 134,8 миллиарда и откажемся от формулировки «социальное развитие». Однако без здоровой экономики о решении социальных проблем говорить не приходится. Так что, остается радоваться тому, что получено. И максимально использовать полученный шанс. Тем более, что, как выразился губернатор, мы «запрыгнули в последний вагон уходящего поезда», став пятым в России субъектом, получившим ФЦП.
Траты уже начались. В этом году в бюджете Карелии на создание проектно-сметной документации для дальнейших работ предусмотрено около 120 миллионов рублей.
Директор Института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев, как полагается ученому, выступая с докладом о программе, упомянул не только о ее достоинствах, но и о рисках и особенностях.
Из 134,8 миллиардов из федерального бюджета будет получено около 15. Эти деньги уйдут на развитие инфраструктуры. Примерно миллиард должна изыскать сама Карелия. Большая часть средств – 88 процентов, придет из внебюджетных источников. И будет потрачена на реализацию инвестиционных проектов.
Бюджет не на проедание
Главный приоритет ФЦП – устранение инфраструктурных препятствий, мешающих Карелии развиваться. А такие препятствия, как известно любому жителю Карелии, есть в каждом секторе.
Так, на развитие промышленности республика получит 91,8 миллиарда рублей, 3,3 миллиарда пойдут на развитие агропрома, 11,4 предполагается потратить на строительство промышленных парков, 8,2 миллиарда рублей запланировано на внешнеэкономическую деятельность, 14,7 миллиарда пойдут на транспорт и дорожное строительство, 2,8 – на реконструкцию и строительство объектов ЖКХ, 1,5 – на энергетическую инфраструктуру.
Возможно, средства, которые получает Карелия, не столь велики. Однако, по замечанию Савельева, они формируют «значительный целевой бюджет» республики. «Бюджет целевой. Не на погашение долга и не на проедание», - подчеркнул ученый-экономист.
Хотя в сравнении с другими регионами-участниками ФЦП наша республика получила не так много средств, наши результаты эффективности использования этих денег могут быть гораздо лучше. Больше нас получила Калининградская область – 91 федеральный миллиард из 314, Чечня – 98 миллиардов из 106 «общих».
Зато Карелия имеет все шансы получить по восемь инвестиционных рублей с каждого вложенного. Для сравнения: Калининградская область получает меньше трех рублей, все остальные – меньше рубля.
О рисках и советах
Однако существуют и довольно серьезные риски. Так, предварительные соглашения с инвесторами могут быть не исполнены. Кроме того, существует опасность того, что госконтракты не будут выполняться так четко и своевременно, как предполагалось изначально, а конкурсные процедуры будут проводиться с нарушениями.
Кроме того, отметил Савельев и еще одну потенциальную угрозу – риски, связанные с проведением текущего мониторинга выполнения ФЦП и предоставлением достоверных данных о программе.
Впрочем, экономисты подготовили и ряд предложений, реализация которых позволит минимизировать риски. Так, с мониторингом и решением актуальных вопросов может справиться специализированное агентство развития Карелии. Не лишней будет и помощь экспертной группы, которая будет постоянно держать руку на пульсе, отслеживая исполнение программы и предлагая решение проблем. Также республике потребуются законы, которые повысят эффективность взаимодействия органов исполнительной власти Карелии и органов местного самоуправления.
Как предположил другой докладчик, заместитель директора Института экономики Евгений Жирнель, целевая программа поможет Карелии наладить дела с инвестициями благодаря ликвидации сдерживающих инфраструктурных факторов.
В то же время Юрий Савельев акцентировал внимание на том, что «федеральная целевая программа – это не догма. Она будет корректироваться ежегодно». Однако по итогам годовой реализации будет выноситься решение по вопросу о корректировке и финансирования на следующий отчетный период.
Поэтому становится очевидно, что властям Карелии придется очень потрудиться, чтобы не только осуществить свою «несбыточную мечту», но и довести дело до логического завершения. Вряд ли на федеральном уровне оценят, если Карелия, получив миллиарды бюджетных рублей, не сможет ею правильно ими распорядиться.