07 апреля 2015, 14:15

Автобусный передел, или В нашей смерти просим винить…

<p>Карельские перевозчики, работающие на пригородных и междугородних направлениях, уверены, что госкомитет по транспорту пытается лишить их работы.</p>

3 апреля на петрозаводском автовокзале собралось несколько десятков карельских автоперевозчиков, возмущенных условиями конкурса на право осуществления автобусных пассажирских перевозок по республике. Вместо прежних 98 лотов госкомитет по транспорту сформировал только 4, что автоматически оставило небольшие компании за бортом конкурентной борьбы.

По условиям конкурса, лоты подразумевают наличие автопарка от 17 до 36 машин, что для местных предпринимателей — неосуществимая мечта. Карельские перевозчики убеждены, что правительство сознательно «готовит» рынок к приходу крупных питерских компаний. Люди боятся, что им в лучшем случае останутся экономически невыгодные маршруты на условиях субаренды. Мы попытались разобраться в истории этого конфликта.



Перевозки наобум
Холодный ветер, тяжелое серое небо, на котором не читалось даже легкого намека на надвигающееся весеннее пробуждение, полностью соответствовало настроению собравшихся на петрозаводском автовокзале.

- Нас лишают работы, - считает Николай Иванов, представитель НП «Карелтранс». - Конкурсная документация составлена так, что большинство из нас не смогут участвовать в этом конкурсе. У самых крупных перевозчиков максимум 10-12 машин.

Учредитель сегежской фирмы «Рапид» Виктор Шлегель, вот уже 12 лет работающий на рынке, подтвердил слова коллеги:

- У такой фирмы, как наша, нет даже возможности поучаствовать в конкурсе. Видно, что лоббируются чьи-то интересы и лоббируются на самом высоком уровне.
По мнению автоперевозчиков, в правительстве сознательно расчищают рынок автобусных перевозок под приход крупных предприятий из Санкт-Петербурга, которые, не исключено, появятся в республике под вывеской компаний, имеющих карельские лицензии. В 2011 году в конкурсе приняли участие 28 предприятий малого бизнеса. Теперь им путь закрыт.

Виктор Шлегель рассказал, ООО «Рапид» и другие предприниматели пытались оспорить условия конкурса в карельском УФАС. Несмотря на то что при рассмотрении жалоб от карельских автоперевозчиков карельское УФАС так и не получило от госкомитета по транспорту аргументированного и внятного ответа, почему 98 маршрутов были преобразованы в 4 лота, жалобы были признаны необоснованными. Хотя, как сказано в решении антимонопольной службы, «в действиях госкомитета содержатся признаки нарушения статей 1 и 17 «О защите конкуренции».

Другими словами, 4 лота сформировали наобум: без проведения мониторинга, изучения пассажиропотока и анализа рентабельности маршрутов. Но для отмены конкурса в карельском управлении это посчитали недостаточным аргументом.

На голодном пайке
Руководитель лахденпохского автопредприятия Валентин Марьин рассказал, что многие перевозчики работают не только на пригородных и межмуниципальных маршрутах, но параллельно осуществляют пассажирские перевозки в городах.

По его словам, пригородные и городские маршруты в основном убыточные, а живут небольшие карельские компании за счет автобусного сообщения с Петрозаводском. Марьин прогнозирует, что, если у местных предпринимателей отберут самые лакомые межмуниципальные маршруты, такие как Питкярянта—Петрозаводск, Сортавала—Петрозаводск, Лахденпохья—Петрозаводск, Медвежьегорск—Петрозаводск, то «накроются» и автобусные перевозки в небольших карельских городах.

Частный предприниматель Антон Белкин, работающий в Беломорском районе, рассказал, что взял кредит порядка 10 миллионов рублей и теперь не знает, что ему делать.

- Все это сделано для того, чтобы нас вытеснить, - сказал он. – Раньше в правительстве боролись с субподрядом в сфере пассажирских перевозок, ведь посредники всегда увеличивают стоимость проезда. Сейчас они по сути пытаются узаконить субподряд. Невыгодные рейсы крупные компании за определенную мзду будут отдавать местным перевозчикам.

Директор ООО «Рапид» Ольга Капитонова не верит аргументам, звучащим из госкомитета по транспорту, о том, что укрупнение маршрутов улучшит безопасность автобусного сообщения. По ее мнению, крупные компании заберут себе самые экономически интересные маршруты, а остальное спихнут небольшим компаниям в виде субподряда. Перевозчики уверены, что качество автобусного сообщения между небольшими поселками только ухудшится.

Предприниматели предрекают большие проблемы в области автобусных перевозок, так как, по их словам, они не смогут работать себе в убыток. Если кто-то и согласится на субподряд, то единственный способ выжить — это поднимать стоимость проезда для пассажиров.
Автоперевозчики не понимают, на каком основании 98 маршрутов объединили в 4 лота.

- Это причина нашей будущей смерти, - говорили они, стоя на холодном ветру.

Только плюсы
Пока бизнес бьет тревогу, на государственном предприятии «Карелавтотранс» все спокойно. Генеральный директор госпредприятия Эльвира Каштанова рассказала, что сейчас происходит объединение двух государственных компаний - «Карелавтотранс» и «Карелавтотранс-Сервис», что позволит увеличить парк автотранспорта до 30 машин.

Получается, что даже самое крупное автотранспортное предприятие Карелии имеет возможность принять участие в 3 из 4 заявленных лотах, так как самый крупный лот подразумевает наличие автопарка в 36 машин.

- Мы не опасаемся условий конкурса, мы к нему готовимся, - сказала Каштанова. По ее словам, объединение маршрутов необходимо, так как позволит компенсировать затраты по невыгодным рейсам за счет экономически интересных.

Относительно опасности быть потесненными крупными предприятиями из других регионов, Каштанова сказала:

- Я не знаю, кто будет участвовать в этом конкурсе. Но я считаю, что наши перевозчики имеют возможность создать какой-то альянс и выиграть один из лотов.

Директор «Карелавтотранса» уверяет, что повышения стоимости проезда потребителям бояться не стоит.

- Это все регулируется. Если мы будет увеличивать тариф, то человек будет пользоваться другими перевозчиками, например маршрутными такси. Поэтому с ценами никаких изменений быть не может, - сказала Каштанова.

В укрупнении лотов она видит сплошные плюсы. По ее мнению, это обеспечит более высокую степень безопасности пассажирских перевозок. А если кто-то из перевозчиков и окажутся в ситуации субподряда, то, по словам Каштановой, «они даже выиграют».

Пролетарии — объединяйтесь
Проблема ближайшей перспективы карельских автотранспортных предприятий всплыла на последнем заседании правительства. Федеральный инспектор по РК Александр Хюннинен поинтересовался у председателя госкомитета по транспорту Игоря Жадановского, что будет с местными предпринимателями, которым фактически закрыли путь на рынок пассажирских перевозок?

- Цель этого деления на 4 лота — увеличить сеть, потому что у нас есть много нерентабельных маршрутов и некоторые перевозчики просто отказываются по ним работать. Очень много срывов. Поэтому мы соединили в один лот и рентабельные рейсы, и нерентабельные, - привел свои аргументы Жадановский.

Хюннинен считает, что в результате такого объединения без работы могут остаться 500 человек, а их места займут крупные компании из Санкт-Петербурга.

- Можно скооперироваться нескольким перевозчикам и участвовать в этом конкурсе. Ничего им не мешает, - не согласился руководитель госкомитета.

Заместитель главы РК Олег Тельнов сказал, что предпринимателям никто не запретит остаться на рынке, если они будут соблюдать условия, связанные с безопасностью перевозок и прежде всего с техническим состоянием автобусов. Тельнов прямо дал понять, что речь идет о привлечении небольших автоперевозчиков на условиях субподряда.

- Предприниматели завалили жалобами меня, завалили жалобами УФАС, завалили жалобами комитет, - поддержала федерального инспектора уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Елена Гнетова.

По ее мнению, госкомитет по транспорту полностью отстранился от работы с автоперевозчиками, с которыми никто не потрудился даже встретиться и разъяснить, каким образом они могут вписаться в новые условия.

- В конкурсной документации все четко прописано, - отрезал Жадановский.

Приучить к диалогу
Сами предприниматели объединяться хронически не желают. Присутствующий на заседании правительства автоперевозчик Владимир Виноградов убежден, что «объединяться просто не с кем». По его мнению, устойчиво работающие компании не захотят идти «под чужую крышу», а за слабые фирмы «расхлебываться» никто не захочет.

Виноградов рассказал, что он не сможет участвовать в конкурсе, так как находящихся в его арсенале 11 машин явно не достаточно. По его словам, ему удалось встретиться в Медвежьегорске с главой РК Александром Худилайненом, который обещал помочь. Если Виноградов правильно понял, то речь идет о субподряде.

Результаты конкурса должны стать известны в середине апреля. Между тем в УФАС продолжают рассматривать жалобы от предпринимателей и общественных организаций, которые в инициативе госкомитета не видят ничего, кроме попыток передела рынка автоперевозок в пользу крупных игроков из Питера.