15 июня 2016, 08:43

Александр Меркушев: «Школа должна готовить детей для жизни, а не для поступления в вуз»

Депутат ЗС РК Александр Меркушев уверен, что школы вместо ЕГЭ должны вернуться к традиционным выпускным экзаменам.

- Я уже неоднократно выступал против системы ЕГЭ, поскольку уверен, что она оказывает разрушающее воздействие на школу и способствует снижению уровня образования и культуры в нашей стране.

Когда вводили ЕГЭ, нам приводили много доводов в его пользу. В частности: ЕГЭ нужен для того, чтобы избавить школы и вузы от взяток; ЕГЭ позволяет школьникам из любой деревни  поступать в любой вуз страны; ЕГЭ является единым комплексом проверки знаний и уровня преподавания в школах, то есть носит оценочный характер.

Но 15-летняя практика проведения единых госэкзаменов показала, что на самом деле все эти постулаты оказались ложными.
Прежде всего борьба с коррупцией не дала никакого результата. И школа тут вообще ни при чем.

Школа, так же как и вуз, это не инструмент для борьбы со взяточничеством – проблема взяток решается правоохранительными органами. 

Фикцией оказалась идея, которую сторонники введения ЕГЭ считали краеугольным камнем, - якобы дети из провинции смогут поступать в лучшие вузы страны. В реальности это далеко не так. И тому несколько причин. Все наши школы – надо смотреть правде в глаза, особенно когда решаешь проблему на государственном уровне, – имеют разный уровень преподавания. У школ Петрозаводска и школ в небольших поселках – далеко не одинаковые возможности. 

А после того как в Министерстве образования РФ приняли решение относительно подлинников документов, то все стало еще сложнее. Если раньше выпускник школы просто отправлял копии во множество разных вузов и ждал, куда его пригласят, то есть мог выбрать вуз, то теперь выбор ограничен пятью вузами и в каждый можно подать документы на три специальности. При этом зачисление происходит только при условии предоставления подлинников документов.

Все предельно ясно и в отношении оценочного характера ЕГЭ. Недавно Министерство образования РФ признало, что ЕГЭ не является аттестационным школьным экзаменом, то есть нельзя работу школы оценивать по сдаче ЕГЭ.
Тогда вопрос: зачем нужен инструмент, который ни одной возложенной на него функции не выполняет?

ЕГЭ привел к снижению уровня образования и в целом уровня культуры в нашей стране. Дети получают в школе не образование и воспитание, а готовятся к ЕГЭ. Но задача-то у школы другая! Она готовит человека для жизни. Человека грамотного, знающего литературу, родной язык, историю, географию хотя бы в тех пределах, которые позволяют ему понимать, в каком обществе он живет, с кем общается и т. д. А у нас школу превратили в дорожку длиной 11 лет для поступления в вузы.

Законопроект, направленный нами в Госдуму, предлагает отделить школу от ЕГЭ  и поэтапно, в течение трех лет, вернуть в школу государственные выпускные экзамены. Они должны проходить под контролем государственных органов и родительских комитетов. Это позволит мотивировать учителя учить, а учеников учиться. А вступительные экзамены, их форма, как они должны проходить - это тема отдельного разговора.

Александр Меркушев, депутат Законодательного Собрания РК,
заместитель председателя Конституционного Комитета,
руководитель фракции КПРФ