15 января 2013, 10:00

Маска, я тебя знаю!

Маска, я тебя знаю!

Однажды на школьном утреннике, классе в 5-м, был мой маленький «звездный час»: меня никто не смог узнать в новогоднем костюме. Была я Бабой-Ягой: ситцевая юбка, сшитая мамой, бабушкина кофта образца 60-х, платочек и пластиковая маска, удивительная в своей гнусности. И, вертясь между школьниками, я поняла главный секрет сохранения маскарадного инкогнито – это загадочное молчание персонажа. Недаром, еще в Венеции славились французские маски «моретта», которые дамы удерживали зубами за маленький штырек изнутри – интрига была обеспечена! Сегодня речь пойдет о масках и ряженье.


Феличе Боскаратти. Моретта. XVIII век

Святки длятся 11 дней – с Рождества по Крещение. Раньше их ждали с нетерпением и проводили с удовольствием, называя «развеселым» временем. В эти дни город и деревня преображались, вернее, менялось поведение людей.

Самым веселым в Святках было хождение ряженых по домам и бесёдам – молодежным вечеринкам. Их в Олонецкой губернии люди благородные называли «наряженные», а простой народ — «окрутники, хухляки, хухольники». Двести лет назад в Святки наряжались все – от барынь и чиновников до горничных и рабочих. В XIX веке высший свет стал предпочитать европейскую форму ряжения – маскарады, оставив простому люду удовольствие языческого веселья. Однако уже к началу XX века в Петрозаводске были недовольны тем, что на маскарады могли явиться все, кто был в состоянии заплатить 55 копеек, и оттого качество «общества» резко ухудшилось. А традиция святочных гуляний прочнее всего сохранялась в деревне, где «культурных» развлечений было не много.


Святки в деревне. Коляда. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. 1880-е годы

Хухляки обычно наряжались часов в 6 вечера и переходили из дома в дом, сопровождаемые хохотом и дразнилками мальчишек. Последние сильно рисковали, так как обычной расправой ряженых над насмешниками было затолкать побольше снега в рубаху и штаны. Войдя в дом, ряженые плясали кадриль или лансье под аккомпанемент гармоники или балалайки, все это происходило молча. Хухляки старались не смеяться и не петь, стараясь себя не выдать, в то время как хозяева и гости пытались их узнать. Если же хухляка узнавали, он снимал маску и тогда хозяева угощали его чаем и едой.

Никто не мог трогать ряженых: в дом мог зайти даже кровный враг, зная, что никто не будет сводить с ним счеты. Многие, пользуясь таким «перемирием» и переодевшись ряжеными, ходили к соседям улаживать старые обиды.
Желающий побывать в роли хухляка наряжался чаще всего в вывернутый мехом наружу тулуп, завешивал лицо тканью, одевал маску или просто мазал сажей. Изображали разных персонажей: дед-поводырь и медведь, старуха, коза, вереница нищих с провожатым и даже покойник…


Куклы в святочных костюмах. Автор Галина Белехова, 1988 год, г. Ленинград. Национальный музей Республики Карелия

Как правило, маски ряженым заменяли куски ткани, холста, или синяя бумага, на которой толченым кирпичом, брусникой, клюквой или сажей были нарисованы глаза. Покупная маска, особенно уродливая, служила предметом удивления для крестьян. Очевидцы отмечали, что узкие маски с тонкими чертами лица деревенских ребят неприятно пугали, а вот круглые, с картофелеобразными носами веселили от души.
В Национальном музее РК хранятся предметы, которые специально были изготовлены для ряженых и маскарадов: это сплетенные из соломы туфли, сапоги, фуражка и шапка с маской. Изготовлены они были в Каргопольском уезде в конце XIX века.


Соломенные сапоги и маска. Каргопольский уезд Олонецкой губернии. Поступили в музей до 1918 года. Национальный музей Республики Карелия

Ряженые могли ходить и днем – как правило, в воскресенье или в праздничные дни, выпадавшие на Святки. Шествие сопровождалось игрой на гармони и непременно стайкой заливающихся хохотом мальчишек.

Святки — время не только веселое, но и пакостливое. Пока в домах веселились или ждали визита ряженых, занимаясь рассказыванием сказок, парни ломали печки и окна в банях тех домов, где жили девушки, могли утащить сани со двора… Девицы, впрочем, в долгу не оставались и тоже могли устроить мелкие проказы. До сих пор на Святках в карельских деревнях можно услышать беспокойные вздохи старушек, поглядывающих в окна — не сняли ли калитку мальчишки…

Помимо развлечений с ряжеными деревенские, да и городские жители начинали вести себя странно: если не знать, что на дворе святочное время, то можно было подумать, что в народе массовое помешательство. Из-за заборов вылетают башмаки, рискуя угодить в случайного прохожего, возле домов стоят тихие люди, держа перед собой блин с дырками, в которые пытаются рассмотреть что-то в окнах. Но никто с ума не сошел – народ гадал.


Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836 год

Любопытные девицы по домам занимались гаданиями, терроризируя петухов, изводя олово, свинец и воск, бумагу, вертя кольца, меряя башмаками дом и дрожа от страха перед зеркалами. Но даже солидные взрослые люди ходили «слушать», пытаясь среди уличных звуков и случайных чужих слов уловить что-то, что могло предсказать им будущее. Поэтому можно было увидеть серьезных сосредоточенных людей, стоящих в одиночку посреди перекрестка дорог, замерших под чужим окном или даже в задумчивости сидящих на крыше дома…

Из святочной культуры, на мой взгляд, крепче всего держатся обычаи гадания девиц, которым, как и сто, и двести лет назад, хочется узнать свою судьбу и выйти замуж. Можно еще встретить ряженых, а вот слушают ли сейчас на улицах – вопрос. В деревне еще проще распознать звуки среди тишины, а в городе — о чем могут сказать шум машин и взрывы салютов?..

Национальный музей Карелии

Календарь-Викторина:

15 января (по старому стилю )отмечается память святителя Сильвестра, Куриный день. В народе в этот день чистили курятники. Если в этот день у вас есть в хозяйстве черный петух семи лет от роду и куча навоза, то чего стоит ждать 4 июня?

Присылайте свои варианты ответов на наш адрес viktorina@vedkar.ru и вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от компании «Ярмарка»!

Чего там у них только не бывает: и традиционный турецкий булгур, и марокканский кускус, и итальянский рис Нероне, растущий в единственном месте на Земле, и перуанская киноа, и азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира; есть и первое, и второе; различные ризотто и супы.

Победитель предыдущей викторины

А победителем предыдущей викторины стал Павел Устинов! Он совершенно правильно указал, что Илья Печерский (Илья Муромец) считается покровителем ракетных войск стратегического назначения и пограничной службы. Поздравляем Павла и приглашаем в нашу редакцию за призом!