«Республика будет летать» — обещают карельские чиновники, однако поддержку местным авиаторам оказывать не спешат. Уже не первый год летчики-энтузиасты, которым небезразлична судьба авиационно-технического спорта в Карелии, обивают чиновничьи пороги — однако результаты пока не радуют.
Жизнь и смерть аэродрома ДОСААФ

Бывший аэродром авиационно-спортивного клуба ДОСААФ сегодня являет собой довольно жалкое зрелище: лётное поле заросло кустарником и редколесьем, постройки превратились в руины. А ведь когда-то здесь буквально бурлила спортивная жизнь. Подтверждение тому – кадры советской кинохроники.
Киножурнал «Советская Карелия»
В Советское время в каждом областном центре был свой аэроклуб – не стал исключением и Петрозаводск. Еще до войны, начиная с 1936 года, авиационно-техническими видами спорта горожане занимались в Песках, в спортклубе ОСОАВИОХИМа. После оккупации и освобождения Карелии – традицию возобновили. А в 1948-м, сразу же после образования республиканского отделения ДОСААФ, клуб получил свою собственную площадку – новый аэродром неподалёку от посёлка Деревянное. Здесь карельская молодежь училась покорять небо. В аэроклубе было два основных отделения: лётное, где обучали планеристов, и парашютное, которое было одним из самых массовых на Северо-Западе. Также здесь готовили инструкторов.

Маина Савельева, инструктор-летчик, педагог Дома творчества детей и юношества № 2
«Когда я пришла в ДОСААФ в 64-м – мне даже удалось застать последние годы, когда парашютисты прыгали с аэростатов, — вспоминает инструктор-летчик Маина Савельева, ветеран карельского авиаспорта. — Затем пришли самолеты – это стало намного производительнее, если так можно сказать. И были планеры. Планеры были двухместными, в основном — Казанского авиационного завода. Но особенно мы были в восторге от чешских планеров – «Блаников». Они тоже были двухместными, на них можно было и парить, и выполнять пилотаж. К сожалению, наша республика по своим географическим и климатическим особенностям, в отличие, скажем, от средней полосы или юга, – не очень удобное место для развития планерного спорта. Планеризм предусматривает посадки вне аэродрома – для этого нужны хорошие поля. А у нас кругом — леса да болота, поэтому наши спортсмены всегда были привязаны к аэродрому. И тем не менее – планеры уходили на 30-50 километров. Местный рекорд был около двух часов — больше планеристы не держались в воздухе. Некоторые, чтобы совершенствоваться дальше, перебирались в более благоприятные для планерного спорта регионы. Но азы постигали здесь. А вот карельские парашютисты – без преувеличений — были одними из лучших во всем Советском союзе».

Людмила Варлакова, инструктор-парашютист, педагог Дома творчества детей и юношества № 2
«На нашем аэродроме проводились республиканские и зональные соревнования, команда была очень сильная, — делится воспоминаниям инструктор-парашютист Людмила Варлакова. — Постоянно проводились многодневные сборы, на которых каждый карельский спортсмен выполнял до пятнадцати прыжков в день, на зависть парашютистам из других регионов. Мы вырастили здесь огромное количество спортсменов. Тысячи ребят за всю историю клуба прошли здесь подготовку. Среди них были мастера спорта международного класса – например, у нас здесь начинал Дмитрий Мастафанов, чемпион мира. Он у меня делал три первых прыжка. Наша гордость. Валера Хювенен – чемпион России. Многие ныне известные спортсмены начинали здесь».
Однако пришли «лихие девяностые» — и всё изменилось. Из-за нехватки финансирования Республиканская организация ДОСААФ больше не смогла курировать авиационно-технические виды спорта. В итоге — авиацонно-спортивный клуб расформировали. Аэродром был закрыт, выведен из реестра и вскоре превратился в руины. А карельский авиаспорт официально прекратил свое существование.

Сегодня на аэродроме можно вполне снимать фильмы на постапокалиптическую тематику
Мне бы в небо
Правда, нашлись энтузиасты — профессиональные летчики и парашютисты, инструкторы и педагоги, которые до сих пор продолжают работать с молодежью. В 98 году они организовали общественную организацию «Добролет», своими силами собрали скромный воздушный флот, необходимый для тренировок, и стали самостоятельно возрождать авиационно-технические виды спорта. Однако без специального аэродрома и поддержки государства — бывшим ДОСААФовцам и их ученикам приходится нелегко. Например, Людмила Варлакова, со своими воспитанниками из Дома творчества № 2 ездит прыгать с парашютом в Санкт-Петербург и Великий Новгород. За один прыжок родителям юных спортсменов приходится отдавать около двух тысяч рублей. Плюс дорога. Поэтому большинство ребят, сделав три прыжка и получив 3-й разряд, уходят из спорта. Потому что заниматься в Карелии негде, несмотря на то, что у нас есть высококвалифицированные инструкторы и педагоги, какая-никакая техника, свой аэродром, пусть и заброшенный, и целый госкомспорт с раскормленными чиновниками. Карельские летчики неоднократно обращались к правительству Республики с предложением возродить авиационно-технические виды спорта, передать территорию аэродрома обществу «Добролет» и помочь энтузиастам восстановить летное поле. Однако уже более 15-ти лет они получают лишь отписки и обещания. Ни одно из них так и не было выполнено.

Владимир Лопухов, летчик, заместитель председателя КРОО «Добролёт»
«На уровне двухминутного разговора — заинтересованность выражали многие руководители. И на этом все заканчивалось, — сообщил заместитель председателя «Добролета» Владимир Лопухов. — Никакого содействия или поддержки, хотя бы моральной, мы не получали. С тех пор как с Дома творчества №2 на Островского убрали вывеску «Клуб юных авиаторов» – малая авиация оказалась всеми забыта. Когда аэродром ДОСААФ закрыли из-за отсутствия финансирования, «Добролёт» сюда намеренно не пускали. Мы просили: «Нам ничего не надо, дайте только использовать никому ненужное летное поле» — но тщетно. А ведь все наши летательные аппараты, собранные своими руками, абсолютно легальны, имеют сертификаты летной годности, все пилоты имеют свидетельства. То есть – всё по-прежнему двигается исключительно на энтузиазме. И надежда получить поддержку потихоньку нас покидает. Но самое страшное – не это. Все инструктора, в общем-то, уже не молодые, и люди уходят потихоньку. И чем это закончится в ближайшее время – неизвестно. Кадры подготовить себе на смену – просто нет возможности».
Небо, открытое не для всех
В прошлом году дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки — глава Прионежья Светлана Чечиль согласилась отдать земельный участок под бывшим аэродромом для развития авиаспорта. Однако воз и ныне там — инициативу «Добролёта» в правительстве республики и карельском госкомспорте проигнорировали и от каких-либо действий воздержались.

Сергей Потехин, руководитель программы «Небо, открытое для всех», член правления РОО «Карельское землячество в Москве».
«Как можно охарактеризовать такое отношение чиновников? Полное безразличие, — рассказал один из идейных вдохновителей «Добролета» Сергей Потехин. — Но так не должно быть! По своим функциональным обязанностям органы власти, начиная с главы Республики Карелия, должны заниматься этим вопросом. Сейчас очередное наше обращение рассматривается в правительстве – и мы знаем, что снова готовятся формальные ответы, которые не позволят решить основные вопросы. А главным вопросом сейчас является сохранение территории бывшего аэродрома «Деревянное». Этот участок должен перейти в собственность Республики Карелия, а затем – может быть передан в оперативное управление государственному Центру по патриотическому воспитанию молодежи с целью создания на его территории комплекса по развитию авиационно-технических видов спорта, проведению массовых туристских, спортивных, культурно-массовых мероприятий для молодежи Карелии. Нужна политическая воля, нужна программа развития технических видов спорта. Сегодня в Карелии этим никто не занимается».

Анатолий Иванишин, летчик-космонавт, полковник ВВС.
Недавно карельскую столицу посетил космонавт Анатолий Иванишин. В 2011 году в составе экипажа корабля «Союз ТМА-22» он 6 месяцев провел на международной космической станции «МКС». В начале 90-х будущий покоритель космоса служил военным летчиком в Бесовце, а свои первые прыжки с парашютом он совершил здесь, на аэродроме ДОСААФ. Анатолий даже специально приехал в Деревянное, чтобы побродить по старому доброму летному полю, вспомнить прошлое – и был неприятно удивлен увиденным. Заброшенный аэродром — символ умирающего карельского авиаспорта.

«Сейчас столько разговоров идёт о развитии авиационно-технических видов спорта в России, однако в столице Карелии людям негде летать – это совершенно недопустимая ситуация, — посетовал космонавт. – Ведь авиационные виды спорта – это прекрасный пример патриотического воспитания молодежи. Это прекрасный способ добиться того, чтобы молодежь не употребляла наркотики и алкоголь, а занималась тем, что в дальнейшем позволит им выбрать свою профессию. Даже если они не станут профессиональными летчиками – это прекрасное увлечение, которое выбирают один раз и на всю жизнь».
По словам летчиков, за все 15 лет ни один чиновник от спорта не посетил бывший аэродром. Хотя приглашали — неоднократно и многих. В итоге — небо, изначально открытое для всех, для жителей республики по-прежнему закрыто. И все же карельские авиаторы не теряют надежды. Надежда, как известно, умирает последней.


