21 ноября 2019, 07:05

Строительство автотрассы столкнулось с недовольством петрозаводчан

В карельской столице спорят, что нужнее: парк, дорога или магистраль в четыре полосы

В Петрозаводске разгорается очередной «инфраструктурный» скандал. Планы петрозаводской администрации по строительству новой четырехполосной автодороги от улицы Попова до улицы Роберта Рождественского вызвали бурную дискуссию среди петрозаводчан. Дважды проводились общественные слушания, но проект строительства новой дороги на Древлянке так и не смог получить одобрение граждан. Хотя данное обстоятельство не в силах затормозить строительство новой дороги, которая может изменить условия жизни для многих жителей микрорайона. 

У проекта строительства новой четырехполосной автотрассы, которая позволит жителям Древлянки, не выезжая на Лесной проспект, быстро оказаться в районе Университетского городка, есть как сторонники, так и противники. Причем среди противников проекта часть граждан категорически против появления автотрассы, которая уничтожит благоустроенную парковую зону. Другие же согласны на дорогу в две полосы, но не в четыре. У всех своя логика, свои интересы и свои представления о том, как будет лучше. 

Вадим Мишков, один из активистов «сопротивления», теоретически не против дороги. Она предусмотрена и Генпланом Петрозаводска, и транспортной схемой карельской столицы, и правилами землепользования. В легитимности ее появления сомнений нет. Но Мишков и его единомышленники с улицы Роберта Рождественского категорически против того, чтобы под окнами их домов пролегла шумная широкая четырехполосная автомагистраль. 

Официальная информация о планах строительства асфальтированной дороги, которая соединит улицу Роберта Рождественского с улицей Попова, появилась в мае 2018 года. После этого в июле 2018 года от граждан с улицы Роберта Рождественского в городскую администрацию было направлено обращение с просьбой создать рабочую группу и включить одного их представителя, чтобы выработать оптимальное решение проблемы. 9 августа из администрации Петрозаводска пришел ответ: мол, экономическая ситуация в регионе сложная, городской бюджет такой проект не потянет, так что говорить о нем преждевременно. Естественно, граждане успокоились. 

Только через год они узнали, что уже 22 августа 2018 года, то есть через пару недель после официального ответа о туманной перспективе строительства дороги, был фактически объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации. В сентября 2019 года граждане случайно увидели сообщение о проведении общественных слушаний по поводу разработанного проекта строительства дороги. 

 

- Мы смотрим проект и, естественно, ужасаемся. Согласно проекту, рядом с нашими домами собираются построить четырехполосную дорогу. В перспективе и улицу Университетскую хотят сделать четырехполосной, а дороги вокруг останутся двухполосными. Конечно, когда мы увидели проект, мы возмутились. Как обычно, наше мнение предварительно даже выслушать не захотели,

- сказал Мишков.

На первых публичных слушаниях большинство граждан высказались против проекта строительства четырехполосной магистрали. 

- Из администрации нам приходит письмо, в котором сообщается, что проект направлен на доработку с учетом наших предложений. Письмо датировано 26 сентября. А за день до этого, 25 сентября, снова объявляются публичные слушания по этому же самому проекту, где не поменялась ни одна запятая. Результаты первых публичных слушаний администрация отменила по формальным причинам. Мы в шоке, мы ходим по чиновникам, пытаемся объяснить свою позицию, - вспомнил Вадим Мишков.

29 октября прошли повторные публичные слушания. Но проект вновь не нашел у горожан поддержки. Учитывая, что по законодательству публичные слушания носят рекомендательный характер, никакой уверенности в том, что к ним прислушаются, у граждан, конечно, нет.

 

- При этом мы выступаем не против дороги, а против ее масштаба. Не нужны здесь четыре полосы. Нам выкосят всю парковую зону,

- уточнил Мишков.

По проекту, новая четырехполосная трасса длиной всего полкилометра. Правда, с весьма внушительной стоимостью — порядка 120 миллионов рублей. Она должна пройти по части  улицы Роберта Рождественского, а затем по обустроенной парковой зоне, где придется возводить новый мост через реку Неглинку.    

Уютная парковая зона с деревянным мостом через Неглинку у местных жителей пользуется популярностью. Женщины с колясками, пенсионеры с палками для скандинавской ходьбы, молодежь в наушниках, спешащая в университет, - обычная картина буднего дня.  

 

- Мне кажется, что сейчас дорога здесь не нужна. Я не вижу в ней смысла. Если бы район Университетского городка был более застроен, то, может быть, был бы смысл разгрузить Лесной проспект. Парковая зона очень востребована жителями близлежащих домов. Мне кажется, что это место можно было бы облагородить и сделать комфортную зону отдыха. Я за сохранение природы,

- сказала Татьяна, одна из мам, прогуливающихся с колясками по парку.

Кирилл, напротив, считает, что дорога здесь не помешает.
 
- Меня частенько друзья до универа на машине подбрасывают. Четыре полосы было бы классно, - рассмеялся молодой человек.

Софья призналась, что о строительстве дороги и не слышала, и не задумывалась. 

- Я живу на Перевалке. Даже не знаю, нужна ли здесь дорога или нет, - растерялась женщина.

Зато вооруженная трекинговыми палками пенсионерка сказала без тени сомнения:

- Не нужна дорога. Зачем портить такую красоту? Это единственный участок, где мы гуляем.

Логику жителей домов на улице Роберта Рождественского понять нетрудно. Сейчас коттеджи защищены от проезжей части соснами. С противоположной стороны дороги между изгородью и дорожным полотном есть узкая полоска земли, которую местные жители пытаются засадить деревьями. Трасса в четыре полосы полностью изменит ландшафт этого пока тихого уголка городского пространства. 

Заместитель главы администрации Петрозаводска Евгений Перов рассказал, что, помимо широкой автомобильной трассы, здесь планируют пустить общественный транспорт и установить остановочные комплексы. Почему именно четыре полосы?

 

- Это предусмотрено перспективой развития города Петрозаводска в соответствии с утвержденным Генеральным планом 2008 года. Проанализирована уличная дорожная сеть города, которая предусматривает строительство этого участка в четырехполосном исполнении. Дорога свяжет два микрорайона. У нас интенсивно развивается застройка в районе улицы Университетской. На улице Попова строится детский сад на 300 мест. На территории университета будет построен легкоатлетический центр, к которому нужно строить кратчайшие пути подъезда. В дальнейшем там предполагается выделять участки для многодетных семей… Реализация этого проекта существенно снизит транспортную проблему, которая в настоящее время существует на пересечении улицы Сыктывкарской, Лесного проспекта и на улице Университетской,

- сказал Перов.

По поводу уничтожения обустроенной для отдыха парковой зоны Евгений Перов заметил, что при строительстве постараются сохранить «зеленые насаждения в максимально возможных параметрах». Как «максимально возможные параметры» выглядят после завершения работ, горожанам объяснять не нужно. 

- Что власть может предложить гражданам взамен уже обустроенного места отдыха? - поинтересовался журналист.  

- На территории города реализуется масса проектов по поддержке местных инициатив. Во всех этих проектах граждане свободно могут участвовать, любая территория может быть благоустроена,

- сказал Евгений Перов.

В общем, дорогие граждане, все в ваших руках, собирайте деньги, занимайтесь благоустройством, сажайте деревья и не обессудьте, если нужно будет потом на этом месте что-то построить. Как говорится, «се ля ви». 

Евгений Перов рассказал, что в рамках проекта формирования комфортной городской среды обсуждается дальнейшее благоустройство парка «Иван-царевич», который расположен между ЖК «Каскад» и «Чистый город». Пока это единственное утешение.             

По поводу того, что четырехполосная дорога займет все пространство улицы Роберта Рождественского «от забора до забора», заместитель главы администрации Петрозаводска сказал: мол, проект будет проходить госэкспертизу, и если будут какие-либо нарушения, то в него внесут корректировки. 

Евгений Перов сказал, что в администрацию поступило письмо от граждан из ЖК «Каскад», настаивающих на строительстве четырехполосной магистрали. Интересно, что противники строительства утверждают, что в ЖК «Каскад» возмущены уничтожением парковой зоны.      

Позиция городской администрации предельно понятна. Существует проект, который, возможно, частично снимет транспортную нагрузку на Лесной проспект, выделены деньги, практически готова документация. Возгласы граждан о том, что хорошо бы дорогу поуже, так как это доставит дискомфорт нескольким десяткам семей, тонут на фоне более глобальных городских проблем.      

- Мы намерены держать диалог с жильцами, готовы встречаться с инициативной группой и рассматривать откорректированные решения, - сказал Евгений Перов.

Поверить в искренность подобных заявлений очень трудно, так как вся предыстория проекта свидетельствует ровно об обратном. С гражданами советоваться и что-то обсуждать в администрации желанием, прямо скажем, не горят. В противном случае начать диалог нужно было бы еще год назад. Единственное, что чиновники не могут обойти, это общественные слушания, которые нередко становятся единственным достоверным источником информации.    

По словам Перова, в дальнейшем предполагается расширить до четырех полос и улицу Университетскую. Данный проект предполагается реализовать в 2020-2021 годах. 

- Вас не смущает, что Университетскую только что отремонтировали? - спросил журналист.

- Ее отремонтировали в рамках текущего содержания. Конечно, не смущает, - заметил заместитель главы городской администрации.

А теперь о том, что смущает меня. Откровенно говоря, я не знаю, что лучше: оставить парковую зону, сделать дорогу в две полосы или, если уж все равно придется вырубать деревья, сразу организовать четырехполосное движение. Пугает другое. Нашим мнением власть априори перестала интересоваться. Чиновники взяли за правило ни о чем нас не спрашивать. Или спрашивать формально, когда того требует закон. Общественные слушания — это, конечно, хорошо, но их результаты фактически ни на что не влияют. 

Возможно, поэтому граждане и власть все хуже понимают друг друга: одни не доверяют, другие не принимают в расчет. Когда чиновники перестают отвечать за свои решения перед обществом, происходят чудеса. Только что отремонтированные дороги начинают вдруг расширять, обустроенные зоны отдыха закатывают в асфальт, строительные объекты превращаются в торговые центры или жилые дома. Да мало ли какие «перевертыши» подкидывает нам жизнь, когда мы превращаемся в безмолвных пешек. 

Мы решили восполнить один из множества подобных пробелов и поинтересоваться у горожан их мнением.

 
Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.