Хорошо, Иоланта поправилась! Незрячие люди оценили новинку Музтеатра

25 апреля 2017, 10:29
В Музыкальном театре Карелии представили «Иоланту» Чайковского, последнюю оперу композитора о слепой дочери короля.

На прошедших выходных в Музыкальном театре Карелии прошла премьера оперы Петра Чайковского «Иоланта». Ставить последний оперный шедевр русского композитора из Петербурга приехал Василий Заржецкий, режиссер известного театра «Зазеркалье». В ноябре прошлого года зрителям уже демонстрировали эскиз спектакля без декораций и хора, и уже тогда в интервью карельским СМИ Василий говорил о собственной трактовке финала «Иоланты». Благо Петр Ильич не раз оставлял для нее будущим режиссерам место. Неоднозначный финал уже был в «Лебедином озере» и «Щелкунчике».

Фото Виталия Голубева предоставлено Музыкальным театром Карелии

С детства дочь короля Рене Иоланта не знала, что слепа – факт увечья отец и придворные скрывали, запретив под угрозой смерти вход в сад для посторонних. Рене надеется, что сможет излечить дочь до момента ее замужества, так как Иоланта с рождения обещана рыцарю Роберту. Один из вереницы врачей, что привозит король для Иоланты, Ибн Хакиа говорит, что девушка прозреет только в том случае, если сама того страстно захочет. Отец же решает, что не будет травмировать дочь, и продолжает скрывать от Иоланты ее болезнь.

Фото Виталия Голубева предоставлено Музыкальным театром Карелии

Тем временем в сад все-таки пробираются два рыцаря. Уже знакомый нам Роберт, который, как и положено в матримониальном браке, никогда не видел свою невесту, и его друг Водемон. Роберт признается, что не хочет жениться на Иоланте, а Водемон после их разговора пробирается в сад и, конечно, влюбляется в Иоланту, не зная, кто она. Рыцарь понимает, что девушка слепа, и раскрывает ей этот секрет. Так Иоланта узнает о существовании света и своей болезни, однако она не спешит избавляться от нее. Девушка никогда не видела и сомневается в необходимости этого. Тогда появившийся в саду отец решает обмануть дочь и говорит ей, что убьет Водемона, если та не прозреет, и только под страхом смерти любимого Иоланта соглашается на лечение. Девушка прозревает в финале.

Фото Виталия Голубева предоставлено Музыкальным театром Карелии

На этом Чайковский ставит точку в опере. Ждет ли героев счастье и станет ли обретенное зрение благом для Иоланты? В петрозаводской постановке в финале не обошлось без разбитых сердец и, возможно, роковых ошибок. Благородные рыцари здесь походят, скорее, на Дон Кихота и Санчо Понсо, а мужественный король и идеальный отец проявляет эгоизм и нерешительность... 

«Петрозаводск говорит» узнал, как увидел сказочную историю Иоланты Василий Заржецкий, и сходил на премьеру вместе с незрячими людьми, которые поделились своими впечатлениями о постановке сразу после спектакля.

 Василий Заржецкий, режиссер-постановщик

– Прежде всего меня зацепила основная тема, потому что «Иоланту» часто ставят как гимн электрификации: в финале мальчик и девочка поженились, в зале зажигаются люстры – хвала свету. Хотелось поставить этот спектакль так, чтобы он был интересен современному зрителю. Меня волновала прежде всего тема взаимопонимания между людьми, умения расслышать чужую боль, чужое несчастье и путь через сострадание к любви, без которой невозможно человеческое счастье.

Для меня это не опера о свадьбе. При первой встрече Водемон всего лишь поражен красотой Иоланты, не более того. Для него это еще одно из его рыцарских приключений, увлечений. Только тогда, когда он узнает, что девушка слепа, он начинает сострадать ей, а это уже рождает прекрасное чувство любви, счастья, позитива.

Еще одна важная тема для меня в «Иоланте» – это слепая родительская любовь. Как мучается король Рене на протяжении всей своей жизни. Мы долго обсуждали этот вопрос с исполнителями этой роли и в итоге признали Рене виноватым. У такого рода родительской любви есть обратная сторона, которая порождает эгоизм: мое - и все. Конечно, есть здесь и мужская ревность, которая понятна всем женщинам: я тебя всю жизнь растил, холил и лелеял, и тут является какой-то молодой человек и ломает всю сказку. 

Мы все думаем: король Рене такой любящий, такой прекрасный… Так же часто думают о Риголетто, который прячет Джильду от окружающего мира. В этом нет ничего прекрасного. Берешь своего ребенка, замыкаешь его в колпак, и он не видит ничего, что происходит вокруг. Он растет там, как роза, и ему очень хорошо. Потом ребенок прозревает и начинаются одна проблема, вторая проблема, третья, четвертая, пятая… Вот о чем сегодня хочется говорить в «Иоланте», а не как кто-то надел белую фату. Пусть каждый зритель в зале выйдет и решит для себя, будет ли Иоланта счастлива. 

Фото Виталия Голубева предоставлено Музыкальным театром Карелии

Любовь Чайковского к открытым финалам, наверное, шла от его жизненных поисков, метаний, личностных убеждений, внутреннего душевного состояния. Мы все прекрасно помним, что он был человеком мечущимся. Если почитать его дневники, переписку, это будет хорошо видно. Его отношения с фон Мекк (Надежда фон Мекк - русский меценат, жена железнодорожного магната Карла фон Мекка, финансово помогала Чайковскому. - Прим. ред.), в которых благородство проявлялось не во всех моментах.

Та же ситуация с часами, которые Чайковскому подарила фон Мекк, а он пошел и спокойно заложил их, написав в ответ: «Как я вам благодарен, признателен, я посвящаю вам симфонию…» Обычный  смертный, грешный человек, обычный грешный смертный автор. Как говорил Всеволод Мейерхольд, никогда не надо преклоняться перед автором, его нужно дружески похлопать по плечу.

Мы стараемся что Петра Ильича, что Модеста Ильича (Модест Чайковский - автор либретто "Иоланты", брат Петра Чайковского. - Прим. ред.) похлопать дружески по плечу и надеемся, что они в какой-то степени отвечают нам благодарностью, потому что некоторые сцены, которые казались абсолютно серьезными, сумрачными, неожиданно становятся светлыми, легкими, воздушными.

 

Станислав Прошутинский, первый чемпион РСФСР по боксу из Карелии, кандидат экономических наук, член петрозаводского общества слепых 

- Это очень красивая сказка, оптимистичная, радующая. Если на нее посмотреть современными глазами, именно с точки зрения медицины, то, наверное, у Иоланты была какая-нибудь врожденная катаракта. Эти заболевания в наше время лечатся современными средствами: люди прозревают в течение получаса. Ну, а в Средневековье нужно было ждать чуда или чрезвычайного душевного напряжения, чтобы избавиться от этого недуга.

Как жизнь Иоланты может повернуться в дальнейшем?  На все воля Божья! Трактовка режиссера вполне приемлемая. Любовь все побеждает! Если бы не было желания прозреть, стать как все, то ничего бы не произошло. Да здравствует любовь!

Конечно, это очень тонкий момент. С одной стороны, желать того, чего не знаешь, трудно. Но в этом и гвоздь оперы – пробудить в героине это желание.

Когда человек понял, что у него нет чего-то, что есть у других, то, естественно, возжелал получить то же самое. Хочу рассказать такую историю из моей собственной жизни.

Мой отец тоже был слепой, причем еще в большей степени, чем я. В 1957 году ему была сделана последняя из -дцати операция: он несколько раз лечился у академика Филатова в Одессе, в Ленинграде… В конце концов его последнюю болячку – старческую катаракту – снял профессор Гайстер из Ленинградского института глазных болезней . Я встречал отца на вокзале Петрозаводска, где он впервые за последние 15 лет увидел родные лица: своего сына, жены, матери, друзей и знакомых. Это была неописуемая радость! То, что мы увидели на сцене, мне понятно, близко и кажется достоверным. Иоланта, конечно, радовалась обретению зрения.

 

Надежда Семенова, медсестра по массажу

- Я в первый раз столкнулась с «Иолантой» при интересных обстоятельствах. Дочка моей знакомой поменяла имя и стала Иолантой. Мы смотрели на это как на причуду: такое было хорошее русское имя Настенька, а теперь Иоланта. Тогда же мы почитали краткое содержание одноименной оперы, которое не произвело впечатления. Но это все совсем не то.

Сама опера настолько глубокая, сильная! Сказка сказкой, но если задуматься, глаз – это объектив, а видим мы мозгом. В лечении очень важно, чтобы у человека был настрой. Если мозг у него настроен, то тело выполнит то, что ему сказано. Это сейчас доказанный факт, а опера написана очень давно. Но и в те времена было глубокое понимание того, что сейчас доказывает медицина. Когда эти мысли положены на музыку, то создается еще более глубокое и сильное впечатление.

Я считаю, что в конце оперы у Иоланты сформировалась личность. Зрение добавит ее душе еще больше чистоты, света. У нее есть заступник и защитник в лице отца, есть и любовь. Думаю, что концовка правильная и хорошая. Хуже [от зрения] не будет!

Почему она в конце оперы бросилась к другому мужчине в объятия? Это только до тех пор, пока тот самый не заговорил. Я смотрю с оптимизмом на эти отношения. 

Какая сильная партия была у отца! Аж за душу взяло. Самый сильный момент был в опере, когда он плакал о дочери.  Что же касается линии воспитания, то такое сегодня происходит сплошь и рядом.

Я работала в Детской республиканской больнице и знаю, сколько родителей ограждают своих детей, пытаются создать условия, чтобы ребенку было комфортно, а в итоге делают им медвежью услугу. Хорошо, Иоланта поправилась!

Когда работаешь с детками с ДЦП, им нужно растягивать суставы, а это больно и трудно. Им говорят, что после этого они будут ходить, на что они отвечают, что лучше не ходить никогда, чем терпеть эти мучения. Но когда они все-таки делают первые шаги, то сколько в их глазах счастья! "Иоланта" - это сказка, но она близка к жизни, в ней подняты реальные темы. Опера смотрится на одном дыхании.

Мы видели, а потом утратили зрение, поэтому нам сложнее понять чувства героини. Но для незрячего человека снова увидеть мир – это не главная мечта. В опере очень тонко подмечено: как можно желать того, чего не знаешь. Это убедительное решение.

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.