14 января 2014, 11:00

Везет тому, кто везет

Везет тому, кто везет

Выходишь утром из дома — и не знаешь, опоздаешь на работу или нет, успеешь в поликлинику с ребенком или пропадет номерок. Пороховой бочкой теперь стал для петрозаводчан общественный транспорт.

Много вчера пришлось пройти испытаний горожанам на заснеженных остановках (между прочим, морозы ударили), в переполненных салонах подешевевших троллейбусов. Много в прессе напечатано, много матерных комментариев с форумов удалено, много чего чиновниками прокомментировано. Но еще больше не прокомментировано. Давайте-ка разбираться.

Это что — проблема назрела вчера? В выходные? Нет. И при предыдущем мэре и при пре-пре-предыдущем вопросы организации пассажирских перевозок стояли остро. Прошлый год, если помните, вообще начался с того, что частные перевозчики стояли у мэрии в пикете. Их компании сменили на пришлые. А в организации что-то изменилось? Ничуть. Как были дублирующие рогатый транспорт автобусы, так и остались. Никто не почесался все это упорядочить на наших улицах.

Троллейбусам что делать прикажете? У них долги, их от электропитания отключают, им работников чем-то кормить надо. Решились на крайние шаги. На демпинг. И выиграли! Это рынок, детка. И тут те самые частные перевозчики, которые первые все время кричали про рынок — мол, везет тому, кто везет, которые нагло подрезали троллейбусы, не давали им работать на их же, давно разработанных маршрутах, отнимали кусок хлеб (про масло уже никто не заикался в ТУ), вдруг опомнились! Частник встал в позу. Дескать — в такой рынок играть не буду. Эта роль ругательная, и прошу ее ко мне не применять. А как вы хотели? Как вы к нам, так и мы к вам.

И тут частники загрустили. Прибыль упала. Началась убыль. А хозяевам-питерцам все равно – им вынь да положь. То есть присылай именно тот, допустим, миллион, которые они и планировали. А его с улиц уже не снять. Уже существенно отщипывает троллейбус от этого миллиона. И они решили по старой доброй традиции устроить большой бада-бум, чтобы все стало как было. Но Воланд не зря предупреждал в книжке про разных веселых мошенников и аферистов, что так не бывает. Поэтому весь этот шахер-махер с невыходом в рейды окончился не в пользу частников. Не хотите — ступайте к своим хозяевам, пускай они вас в Вологде трудоустраивают или еще бог знает где. В Гваделупе. А мы наберем новых, лучше прежнего. Потому что своих. Так дали понять в мэрии.

Ну и молодцы мэрские новые аналитики. Эх, смотрю — и глаз радуется! Такую штуку провернуть на глазах у изумленной публики. Ну немного помучается простой народ — с недельку, не больше — и все успокоится. А на маршрутках будут опять наши, местные частники кататься и деньгу зашибать (и не хилую, кстати, деньгу). И век бога благодарить.

Точнее — тьфу, какого бога? В команде, которая в сентябре шла на выборы и победила, была ясная установка — мы работаем с местными, мы против пришлых. Надо подразумевать, что не нравятся им варяги. Ну, те — которых сейчас так много в верхах карельской власти. Те им перекрывали кислород, а эти — получив рычаги всевозможные — стали отыгрываться. Вы только представьте — сотни мужиков, которые получат стабильный заработок — все как один будут за того, кто им это устроил, за Васю Попова. Один-ноль, как говорится, в пользу его команды.

Чего проще: снизил цены в троллейбусах (в МУПе мэрия что хочешь имеет право сделать) — всколыхнул пришлых перевозчиков — вызвал народный гнев — частники рыпнулись — им по шапке и долой — поставил на маршруты своих — и вот она — чистая победа. Петрозаводские мужики голосуют как надо. А цены вернутся потом. Вот уже разговорчики пошли, мол, три месяца покатаетесь за десятку, а там посмотрим. И смотреть нечего! За три месяца можно успеть все порешать с частными автобусами, поставить своих, и спокойненько вернуть те же 15-17-20 рублей. Сколько надо. Народ все равно уже довольный будет ходить. Потому что городская власть побыла с ним на баррикадах в смутные времена народного возмущения. И, возможно, народ даже не заметит того, что опять у нас остались дублирующие маршруты, опять у нас по вечерам транспорта не дождешься, что техника старая, что правила организации перевозок не пересмотрены…

Аналитики и эксперты рассказывают и о такой хитрой штуке: как раз те самые варяги, которых так не любит нынешняя команда городской власти, возможно, решила сама сделать первый ход. Питерские частники, мол, к ним с челобитной обратились: прибыли у нас падают, так вы там у себя нажмите, куда надо. И все эти наши многочасовые стояния на пустой остановке, якобы, были лишь следствием того, что дано было поручение сверху: ну-ка, заставьте нового мэра попрыгать без транспорта, да послушать народного гнева. Что она себе думает? Мэр — это только цветы вручать да улицы кое-где подметать? Мэр — это социальный взрыв, который может разразиться в любую минуту. И мы вам, товарищ мэр, этот взрыв организуем, чтобы научить уму-разуму.

Такие предположения эксперты высказывают хотя бы потому, что некоторые водители вчера оправдывались: мол, мы бы лично работали с дорогой душой, но нас заставили не выходить в рейс. Впрочем, сегодня комментарии от руководителей-перевозчиков появляются уже другие: дескать, нашлись подстрекатели среди самих водителей, мы вообще не при чем, и бастовать никого не просили. И даже якобы они сами будут подавать в прокуратуру с требованием разобраться, насколько законен был вчерашний срыв в работе. Кстати, чтобы остаться на плаву, они все же пошли на снижение стоимости проезда, но зато пообещали убрать новые машины, — дескать, за меньшую цену получайте, горожане, услугу поплоше.

В прокуратуру у нас только ленивый не пишет, мэрия вот тоже обратилась с тем же требованием. А чего разбираться? Ясно, что незаконен срыв в работе. О любой забастовке предупреждают заранее. Горожане-то чем виноваты, что бизнес не может поделить пирог? Чем мы все виноваты, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем? Тем, что выбрали не того? Так мы кого бы не выбрали, мы все равно всюду крайние остаемся.

Так что, товарищи дорогие, какие там дорожные войны, о чем вы. Войны у нас начались политические и очень серьезные. И это только первый пробный снаряд. А снарядов у них много. Вы представляете какие деньги на транспорте крутятся? А какие серьезные люди за ним стоят? А есть еще такая штука, как ЖКХ, энергетика, там тоже можно быстро довести до точки кипения, и там тоже очень немаленькие деньги и очень серьезные люди. Это хорошо, если до настоящей пальбы не дойдет с такими скороспелыми решениями. А первыми страдать на этой войне будем мы, пушечной мясо. Петрозаводчане.