19 июня 2014, 11:02

"Умирающий лебедь" на крыше пятиэтажки

<p>Дочь легенды Музыкального театра Карелии Светланы Губиной и Юрия Сидорова рассказала о своей удивительной семье</p>

Балерина и актриса Елена Сидорова, дочь легенды карельского балета Светланы Губиной и Юрия Сидорова, презентовала в Доме актера свою документальную книгу «Танцующая династия». В ней она рассказала о своей удивительной семье, в которой все — артисты балета, и все четверо, начиная от «мамы-папы» и заканчивая младшей сестренкой Настей, в разное время окончили одно и то же учебное заведение — Пермское хореографическое училище.

Разговор с Еленой Сидоровой — о ее «маме-папе», замечательном дуэте Музыкального театра Карелии 50–70-х годов ХХ века Светланы Губиной и Юрия Сидорова, о том, как получилось, что вся семья выбрала для себя балет, и о том, какие жизненные уроки преподнесли своим детям легенды карельского балета.

«На Губину и Сидорова»

Созданному в 1955 году Музыкальному театру Карелии повезло: спустя 3 года в его состав влилась «молодая кровь» — весь выпуск Пермского хореографического училища. В их числе семейный дуэт Светланы Губиной и Юрия Сидорова, равных которым на карельской сцене не было.

Светлану, блестяще танцевавшую в десятках балетных спектаклей («Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан» и другие) зрители называли «карельской Улановой», а Юрия — «наследником Мариуса Петипа».



Перечисление только одних их заслуг и наград может занять целую газетную полосу. Достаточно сказать, что Светлана Губина — единственная народная артистка России в истории Музыкального театра Карелии. Юрий Сидоров — единственный народный артист республики в истории карельского балета.

После спектакля «Сампо» во время ленинградских гастролей поблагодарить ведущую балетную пару за кулисы приходил сам Иннокентий Смоктуновский.



— Елена, многие зрители в советское время ходили в театр на «Губину и Сидорова». Вы тогда еще были школьницей. Чувствовали, что ваши родители столь знамениты?
— Я не чувствовала себя ребенком необычных родителей. В то время было много талантливых актеров — это был золотой век нашего Музыкального театра. Для меня мои родители были просто мама-папа, и, глядя на них, я понимала, что, для того чтобы добиться успеха в жизни, одного таланта мало — надо самоотверженно и увлеченно работать.

Соло на крыше

Как и все театральные дети, Лена и ее младшая сестра Настя выросли за кулисами: молодые родители брали их с собой на репетиции, спектакли. И надо понимать — проблемы, кем быть, перед ними не стояло. Балериной — это было естественно, как воздух, и в буквальном смысле слова впитано с молоком матери.

Светлана Губина долгое время танцевала и «с Леной», и «с Настей», то есть выходила на сцену, пока это было возможно, будучи в интересном положении.


— Любимой моей игрой с самого нежного возраста была игра в театр. Я устраивала для родственников домашние концерты. Надев пачку, я летала по комнате, самозабвенно изображая из себя то Золушку, то Жар-птицу, то Жизель.
Зрители, конечно, аплодировали. А папа однажды не выдержал — захотел покинуть «зрительный зал» раньше, чем кончится спектакль. Я его остановила:
— Ты куда, балет еще не закончился?!

Папа строго ответил:
- Ты показываешь фрагменты из разных балетов, а движения у тебя одни и те же.
В тот раз я действительно особенно «мучила» своих терпеливых зрителей, показав им фрагменты из 30 спектаклей.

Актеру нужен зритель. Однажды Лена решила пригласить на свое выступление ребят со двора. И когда вышла во двор к таким же, как и она, дошколятам, прикинула: «Умирающий лебедь» не должен танцевать на асфальте, ему нужна высота. И, представьте себе, всех своих малолетних зрителей «балерина» через чердак их пятиэтажного дома №1 по проспекту Ленина вывела на крышу.



Лебедь на крыше «умирал» на фоне бескрайних просторов Онежского озера — зрители сидели напротив под открытым небом, от изумления раскрыв рты.

Неизвестно, чем бы закончились эти «высотные гастроли », если бы мимо случайно не проходил друг семьи Губиной — Сидоровых актер и режиссер Театра кукол Юрий Иванович Андреев, — он и поспешил доложить шокированным родителям и бабушке оперативную обстановку.

— В тот день бабушка Васса ненавязчиво, как она умела, преподнесла мне урок на всю жизнь. Я подарила ей мать-и-мачеху, слукавив, что сама сорвала цветы.


Бабушка, глядя мне в глаза, отреагировала: «Это тебе подарили на крыше, где ты танцевала «Умирающего лебедя». К сожалению, ты не подумала о том, что подвергала риску не только свою жизнь, но и жизнь своих зрителей. Если ты отвечаешь за людей, ты должна быть уверенной, что обеспечишь им безопасность, но в силу своего возраста ты же не можешь отвечать».

20 лет счастья

На петрозаводской сцене Светлана Губина и Юрий Сидоров танцевали 20 лет, вписав золотую страницу в историю карельского балета. Примечательно, что их первый рабочий день в Музыкальном театре Карелии был 16 июля 1958 года, последний — 16 июля 1978 года.

— Руководство театра тогда предложило маме и папе потанцевать еще несколько сезонов — они отказались, сказав, что всему свое время, лучше, когда на сцену выходят действительно народные артисты, а не воспоминания о них. Лучше, когда об уходе сожалеют, а не задают вопрос, почему артист не уходит на пенсию, — продолжает Елена Сидорова.

Об их уходе очень сожалели…

Выйдя на пенсию, Светлана Губина и Юрий Сидоров вернулись в Пермь. Сейчас они оба — ведущие педагоги Пермского хореографического колледжа, среди их учеников есть известные мастера балета не только России. А солидное число наград и званий свидетельствует о большой состоявшейся жизни, посвященной балету.



В Петрозаводске первую пару карельского балета помнят до сих пор, здесь у них остались друзья.
— Родители дружили с Иветтой и Виктором Каликиными. Иветта Ивановна была артисткой балета, Виктор Сергеевич — замечательный бас. Мало того что они талантливы, так это еще добрые и редкие люди, — если бы все были такими, человечество было бы иным, — рассказывает Елена Сидорова.



Дружили родители и с художницей Екатериной Пеховой. Она создала ряд их портретов, среди которых остался незаконченный портрет папы. Писала Пехова только с натуры. Мы в этот период переехали в Пермь. Вмешалось провидение: законченность портрета как раз в его незаконченности.

По стопам родителей пошли дочери. Анастасия шесть лет танцевала в Петрозаводске, сейчас работает в Театре оперы и балета Удмуртии. Вместе с ней танцует и ее муж Роман Петров.

Елена 10 лет танцевала в Музыкальном театре Карелии. После этого играла в Русском театре драмы, занималась балетными постановками, осуществила 12 телепроектов, снялась в четырех фильмах. И вот написала документальную
книгу про свою танцуютанцующую династию…

То, как писалась книга, тоже характеризует ее творческую натуру.
— Елена, ваша книга достаточно солидна, около 300 страниц. Говорят, вы ее писали от руки…
— Я не дружу с техникой, я ее могу только ломать. С компьютером на «вы», а потому книгу действительно писала, как в старые добрые времена, от руки и посылала редактору объемные эсэмэски для правок.



Елена верит, что у каждого в жизни есть свое предназначение свыше: кто-то король, кто-то полководец, этот разбирается в компьютерах, тот учитель, а кто-то печет лучшие булочки в мире.

Ее семья рождена, чтобы танцевать. Танцующая династия…