14 декабря 2012, 16:55

"Все должно начинаться с "фишки"!"

Екатеринбуржец Сергей Пантыкин приехал в Петрозаводск, чтобы показать нам суперсовременную сказку на Новый год. В свои всего 23 года он, театрал и футболист, успел стать лучшим полузащитником Свердловской области, поставить несколько спектаклей и соз

Знакомьтесь: Сергей Пантыкин, режиссер, сценарист, композитор, футболист... В свои двадцать три екатеринбуржец успел стать лучшим полузащитником Свердловской области, поставить несколько спектаклей и создать первый в России интернет-мюзикл. Сегодня Сергей работает с Музыкальным театром РК: у нас он уже представил зрителям вечер по мотивам советской оперетты и готовит для петрозаводчан большой новогодний сюрприз.

Когда папа — «дедушка уральского рока»

Сергей Пантыкин — сын знаменитого Александра Пантыкина, композитора, певца, автора музыки к известным российским фильмам. Это он, будучи основателем легендарной группы «Урфин Джюс», получил почетное прозвище «дедушки уральского рока». Посвятив себя театру, Александр Александрович стал лауреатом «Золотой маски», главной театральной премии страны. В связи с
этим...

— …Сергей, ваша творческая судьба была предопределена?

— Нет, вообще-то, я мечтал стать футболистом. Я играл в Екатеринбурге за ФК «Уралмаш», был капитаном, а однажды даже стал лучшим полузащитником Свердловской области. Я грезил о головокружительной футбольной карьере. Но в 15 лет моя семья переехала в Москву. Там с футболом не заладилось: я походил на просмотры в «Локомотив», «Спартак», но меня не взяли — я, наверное, не футболист.

— Но верно ли, что вы уже во втором классе написали музыку к своему первому спектаклю?

— Да, это был «Кошкин дом»! (Смеется.) Естественно, в школе знали, что у меня отец композитор и что я учусь в музыкальной школе, вот и поэксплуатировали нас. Не без помощи папы я сделал музыкальное оформление. Тогда я еще не владел музыкальными компьютерными технологиями, которыми овладел чуть позже: спустя года три папа посадил меня за компьютер и синтезатор и научил программировать музыку. Этим я и занимаюсь до сих пор, зарабатываю себе на жизнь, создавая музыкальное сопровождение к сериалам, документальным фильмам.


Александр и Сергей Пантыкины (фото Виталия Пустовалова)

— Выходит, родители таки повлияли на судьбу сына?

— Больше всего повлиял отец, мама у меня домохозяйка, по образованию дизайнер-архитектор. Но они оба очень добрые, от них я это перенял. А папа, конечно, всегда был для меня примером. Я видел, как он играет на басу или выходит на сцену после премьеры спектакля... Его все очень любят. Мне кажется, это из-за его тепла. Но все равно я пошел немножко по другому пути. Своей самой первой деятельностью считаю режиссуру.
 
Экспериментально-тусовочный проект

Распростившись с карьерой футболиста, Сергей вернулся в родной Екатеринбург, поступил в институт учиться на режиссера музыкального театра, благо некий театральный опыт за плечами уже имелся.  В 8 лет Сережа участвовал в опере «Кармен» Екатеринбургского театра оперы и балета, а с 11-ти играл сына Анны Карениной в спектакле Екатеринбургского ТЮЗа «Дневник Анны К.»...

— Сергей, какая отличительная черта всех ваших постановок?

— Может быть, она в том, что я в каждом проекте пытаюсь найти какую-то «фишку». Все должно начинаться именно с нее, иным словом, с ответа на вопрос: почему это надо сделать? Например, я ставлю в Петрозаводске «Нестаромодную историю», вечер советской оперетты. Это же целая эпоха, ее просто необходимо было возродить! Сказка «Вперед, в Квестландию» — «фишка» на поверхности: компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь. Интернет-мюзикл стал первым в России в своем роде. На третьем курсе я ставил спектакль по пьесе Лауры де Век, швейцарского драматурга, ей 29 лет. Мы списались по Интернету и обо всем договорились. «Фишка» в этой пьесе — обращение к современной драматургии, к «свежему пирожку». Ведь это то, что пишется здесь и сейчас. Это про наш современный мир, и он мне, как человеку современному, более понятен.

— Интернет-мюзикл и правда был первым в России? Как появилась идея его создать?

— Я еще до института очень хотел снять кино. А так как у меня есть навыки писать музыку, это должно было быть музыкальное кино. И когда уже начал овладевать профессией, я вспомнил про эту идею. Но надо было найти «фишку». Во всех короткометражках скрыты глубокие мысли. Тогда я решил: «А мы будем танцевать и петь!» Как это назвать? Мюзикл, конечно. А мы же будем его выкладывать в Сеть. Значит, это интернет-мюзикл. Порылся в Паутине — нет такого. Выходит, мы снимем... первый в России интернет-мюзикл! Я нашел команду, зажег ребят, пригласил хореографа-постановщика — свою старшую сестру Кристину  Пантыкину. И начался процесс создания... Это экспериментальный проект, он был не коммерческим и носил характер молодежно-тусовочный. Я собрал вокруг себя около ста человек. Всех почему-то зажгло. Сюжет там очень легкий, но, чтобы передать эту легкость, нужно было выучить все танцы, найти пространство для репетиций... Работы был непочатый край. Я очень рад, что мы дошли до конца, хотя в силу некоммерческого начала проект был ежесекундно под угрозой срыва. Но мы сделали это.
 
— Вы считаете, что изобрели новый жанр?

— Нет, конечно, это новый способ рассказывать истории старыми средствами. Просто появилась уникальная возможность, ведь Интернет позволяет охватить максимальное количество зрителей. У
меня была одна очень важная цель: популяризация музыкального жанра на просторах Интернета. И мне приятно, когда на Youtube пошли комментарии: «Ничего не понимаю в мюзиклах, но понравилось».

Интернет-мьюзикл "Живем один раз" (С.Пантыкин) - первый в России

 

"Карельские актеры на меня не давят"

В Музыкальном театре Карелии Сергей ставит «Нестаромодную историю» — театрализованный концерт по мотивам советских оперетт, и новогоднюю сказку «Вперед, в Квестландию». Молодой режиссер живет в Петрозаводске уже около трех месяцев. В съемной квартире на проспекте Александра Невского он готовится к репетициям. Время от времени ходит в кино...

— Сергей, как вам Петрозаводск? Не скучно ли, по сравнению с Екатеринбургом и Москвой?

— Конечно, Петрозаводск более провинциальный, но в нем есть своя прелесть. Пожалуй, это то спокойствие, что помогает тебе сосредоточиваться на работе. Это возможность побыть наедине со своими мыслями, глядя на фантастический вид Онежского озера... Все-таки в мегаполисах нет такой красоты. А когда красота вокруг нас, она появляется и внутри. И это очень важно для творческого человека, который хочет что-то кому-то рассказать.

 
— Как складываются отношения с актерами: не давят ли мэтры своим авторитетом на 23-летнего режиссера?

— Больших проблем нет. Наоборот, у меня первая репетиция вечера советской оперетты была с известными карельскими  артистами Ниной Болдыревой и Вячеславом Леоновым. Я переживал: это же мэтры, каждый из них артист-эпоха, а тут приходит такой юнец, как я. Но оказалось, что с артистами в возрасте даже проще работать! Мы отлично друг друга понимаем. И, наконец, мы делаем общее дело, им необходим я, а они необходимы мне.

В Петрозаводске хорошо, а дома лучше: ведь там ждет любимая девушка Евгения.

— Говорят, новогодняя сказка в Музыкальном театре будет уж очень необычной, на грани реального и виртуального?

— Да, это будет сказка-мюзикл «Вперед, в Квестландию», а Квестландия — это страна приключений. Там главному герою Дане Кутузову придется пройти немало испытаний и, как подобает настоящему «Брюсу Уиллису», спасти все человечество. Он встретится с такими необычными персонажами, как лох-несское чудовище, снежный человек, тролли (подземные горбатые жители), и сразится с хитрым и коварным Дартан Вэем Бонапартом, у которого будет три помощника: Ато, Пальто и АрахИс. Наша армия зла получилась слегка французистая. По сюжету, злодей из компьютерной игры решит завоевать реальный мир... Мы попытались создать очень динамичный и событийный ряд, чтобы дети ни на секунду не выключались из действия. И одной из главных задач было создание новых персонажей — мы решили пойти по мифам и истории. И сразу скажу: у нас не будет Деда Мороза, Бабы Яги, зайчиков и снежинок. Ну, если только в интермедии, но это закон!

— Сергей, вы режиссер, пишете музыку, сценарии, экспериментируете в кино и театре... Но что все-таки главное?

— По жизни я хочу заниматься созданием новых музыкальных сценических произведений на основе литературных первоисточников и современного материала. В каждом театре есть дефицит нового современного музыкального материала. Нам нужно делать спектакли, понятные современному зрителю, надо обращаться к современности и привносить ее в свои проекты. Поэтому — актуальность, современность и «на века».