12 марта 2013, 10:19

Специалисты Госжилинспекции ответили на вопросы горожан про услуги, идущие на общедомовые нужды, двойные квитанции и прочее

Специалисты Госжилинспекции ответили на вопросы горожан про услуги, идущие на общедомовые нужды, двойные квитанции и прочее

В Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам состоялась традиционная «горячая линия», в ходе которой жители республики задавали свои вопросы председателю Государственного комитета Артуру Мяки, специалистам Государственного комитета и Государственной жилищной инспекции.

Услуги, идущие на общедомовые нужды

Один из самых часто задаваемых вопросов – это вопрос, касающийся начисления платы за коммунальные ресурсы, идущие на общедомовые нужды. По-прежнему строка ОДН в квитанциях вызывает недоумение. Еще не все привыкли к тому, что оплата услуг, идущих на общедомовые нужды, выделяется отдельной строкой. В прежние годы в счетах, которые мы получали, общедомовые нужды не выделялись отдельной строкой. Каждый гражданин платил по тарифу или нормативу, уже включавшему в себя общедомовые нужды. Сейчас положение изменилось, поскольку изменилось российское законодательство. Коммунальные услуги потребляются в домах и за пределами квартир. Соответственно, коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды тоже должны оплачиваться, причем, жителями дома, поскольку именно они в этих услугах нуждаются и потребляют их.
Вызывает вопросы и принцип расчета суммы оплаты этих услуг. Расчет идет так: из показаний общедомового прибора учета вычитаются показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах. Скажем, из показаний общедомового прибора учета электроэнергии вычитаются показания квартирных счетчиков. Полученная разница и будет величиной электроэнергии, направленной на общедомовые нужды. Она делится на жителей пропорционально занимаемой площади. В случае, например, с водой, из показаний общедомового прибора учета этого ресурса вычитаются показания индивидуальных счетчиков на воду и суммы, начисленные тем, кто рассчитывается по нормативу. Оставшаяся разница делится на жителей, имеющих счетчики, пропорционально занимаемой площади.
Из Сегежи поступил вопрос то жительницы, которая отсутствовала два месяца и, получив счет, обнаружила, что за электроэнергию по общедомовым нуждам должна заплатить в два раза больше, чем потребил за это время ее холодильник. Ошибки здесь нет, поскольку распределение платы идет не пропорционально объему потребляемого ресурса, а пропорционально занимаемым квадратным метрам.

Возможно, будут изменения

Часто жители Карелии, обратившиеся на «Горячую линию», не понимают, почему объем услуг, поступающих на общедомовые нужды, почти равен объему услуг, потребляемому в квартире. Так, одна из жительниц Петрозаводска привела пример, когда объем холодной, поступающей на общедомовые нужды, достигает 90% объема услуг, потребленного в квартире.
В этом случае граждане могут обратиться в организацию, выставившую счет, чтобы выяснить, на основании чего рассчитана сумма платежа. По запросу гражданина эта организация должна дать официальный ответ в течение двух дней.
Не исключено, что в обозримом будущем на федеральном уровне будут внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации № 354, на основании которого производится расчет сейчас. По мнению многих специалистов, эти изменения могут установить порядок, согласно которому услуги, идущие на общедомовые нужды, будут раскладываться и на тех граждан, которые сейчас платят по нормативу. В конце концов, в соответствии с российским законодательством, до 1 января все собственники жилья должны были установить индивидуальные приборы учета. Если этого не было сделано, вполне могут быть приняты изменения в нормативные акты, побуждающие все-таки выполнить это требование.
Вместе с тем, справедливость именно такого поворота событий вызывает сомнения у других специалистов. Какие изменения в итоге будут приняты, пока не ясно. Однако и нынешняя ситуация не может вполне устраивать.

Идеальная ситуация

Давайте рассмотрим пример, когда в жилом доме все помещения, как жилые, так и помещения магазинов, мастерских и т.д., если они имеются, оснащены индивидуальными приборами учета, например, холодной воды. Расход воды на общедомовые нужды сравнительно невелик. Значит, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков не должна быть большой. Если же они превышает разумные пределы, логично предположить, что либо в системе водоснабжения есть серьезные утечки, либо кто-то пытается хитрить, изменяя показания индивидуального счетчика. Вмешательство в работу прибора учета – исключительный случай. А утечки – на совести управляющей компании, которая должна их обнаружить и ликвидировать.
Единственная проблема в случае полного оснащения дома приборами учета – срок снятия показаний. Один снял показания раньше, чем сняты показания общедомового прибора учета, другой – позже. Тогда сумма будет из месяца в месяц «плавать», но это не страшно, поскольку в следующем месяце эта разница будет компенсироваться.
Сейчас же получается, что реальное потребление каждым собственником жилья с учетом общедомовых нужд посчитать невозможно. Те, кто оплачивает услуги по нормативу, вроде бы включающему в себя расход ресурса на общедомовые нужды, может потреблять больше. Скажем, в квартире, где собственники платят по нормативу, текут краны. Очевидно, что эти утечки могут превысить норматив. Превышение же ложится на плечи и кошельки соседей.

Платим за соседа

Другой пример: в квартире зарегистрирован один человек, и оплата взимается по нормативу за одного жителя, а фактически живут четверо. Ресурс, потребляемый «лишними» людьми, оплачивают соседи.
Кстати, на «Горячую линию» обратился председатель Совета одного из петрозаводских домов именно с такой проблемой. Как пояснили специалисты Государственной жилищной инспекции, Совету дома необходимо составить акт о том, что в квартире постоянно проживают незарегистрированные граждане, и передать акт в организацию, начисляющую плату. В этом случае расчет будет производиться на всех реальных жителей. Если собственник жилья обратится в суд, членам Совета дома нужно будет подтвердить информацию, указанную в акте. Это не трудно, поскольку, как правило, соседи знают, кто живет с ними рядом.
Такие случаи, когда, благодаря активности граждан, расчеты стали фиксировать реальную ситуацию, в Петрозаводске уже есть.
Конечно, многим может не понравиться необходимость «стучать» на соседа. Но надо понимать, что в описанном примере незарегистрированные в доме соседи пользуются коммунальными ресурсами за счет других. Есть выбор: платить за хитрецов или добиться того, чтобы они сами за себя платили.
Хорошо это или плохо, но сейчас мы живем в условиях, когда сами должны нести ответственность за свое жилье. Став собственником квартиры, мы приобрели не только особые права, но и обязанности. В частности, обязанность наравне с другими собственниками нести ответственность за состояние всего дома в целом – от подвала до кровли.

Ждать ли ввода социальных норм?

Ряд вопросов, поступивших на «горячую линию», касается предполагаемого ввода социальных норм потребления коммунальных услуг.
В настоящее время нет конкретных документов, однозначно говорящих о том, что эти норма будут введены. Есть Распоряжение Правительства Российской Федерации, утверждающее комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг.
Предполагается, что будет установлена некая социальная норма потребления услуг, однако, конкретные объемы еще не оговорены, которая будет оплачиваться по сравнительно низкому тарифу. Объемы потребления, превышающие норму, будут оплачиваться по более высокому тарифу.
Ввод социальной нормы должен происходить постепенно. Сначала идея должны быть проверена на ряде пилотных регионов, затем, после анализа результатов, должен быть разработан комплекс мер поддержки различным категориям граждан, в том числе одиноким пенсионерам. Только после этого ожидается ввод социальных норм.
Поскольку сейчас нет нормативных документов, четко устанавливающих сроки реализации этого нововведения, в ближайшее время ввод социальных норм не ожидается.

Не спешите устанавливать электроплиты

В последнее время на «горячие линии» обращаются граждане, установившие в квартирах электроплиты, с просьбой начислять им плату по тарифам, принятым для домов с электроплитами.
В республике Карелия для домов, оборудованных в установленном порядке электроплитами, существует понижающий коэффициент 0,7 на оплату электроэнергии. Однако ключевые слова здесь не «электроплита», а «в установленном порядке».
Технические возможности позволяют в настоящее время оснастить любое жилье какими угодно приборами, сделать полублагоустроенное жилье вполне благоустроенным. Но надо помнить о том, что не каждый жилой дом может вынести возрастающую нагрузку. Скажем, установка электроплиты требует особой электропроводки в доме.
Если какой-то гражданин в индивидуальном порядке поменял газовую плиту на электрическую, это не означает, что замена произведена вполне легально. Возможно, он не озаботился тем, чтобы получить разрешение соответствующих органов, иначе не получил бы разрешения. Дома могут быть просто не рассчитаны на возрастающую нагрузку. Разумеется, в этом случае он должен будет оплачивать электроэнергию на общих основаниях, а не так, как оплачивают жители домов, оснащенных электроплитами в установленном порядке.
Поэтому, когда вы повышаете комфортность своего жилья, самостоятельно устанавливая электроприборы или санитарно-технические приборы, сначала посчитайте, насколько это будет для вас выгодно.

И снова о двойных квитанциях

Как предупреждали специалисты Государственного комитета по ценам и тарифам и Государственной жилищной инспекции, у граждан, оплативших коммунальные услуги по счетам управляющих компаний, возникли вопросы.
Многие жители Петрозаводска получили квитанции на оплату коммунальных услуг и от управляющих компаний, и от ресурсоснабжающей организации, выставленный ООО «КРЦ». Те, кто оплатил счета управляющим компаниям, не имевшим договоров на взимание оплаты с ресурсоснабжающей организацией, теперь получили счета от ООО «КРЦ», в которых за гражданами значится долг.
Не надо этого бояться. В настоящее время конфликт между управляющими компаниями и организациями, поставляющими услуги, решается в судебных инстанциях. Можно предполагать, что суд примет решение незаконно собранные платежи вернуть тем организациям, которые взимали их на законных основаниях.
Если будет принято решение о том, что управляющие компании не имели права взимать деньги, то, очевидно, этим компаниям придется вернуть деньги ООО «КРЦ». Соответственно, «долг», висящий на гражданах, закроется.
Специалисты Государственного комитета и Государственной жилищной инспекции рекомендуют оплачивать текущие платежи по квитанциям, выставленным ООО «КРЦ», и ждать, пока суд примет решение.

«Золотая» вода

На «горячую линию» поступил звонок от жительницы поселка Пудожгорский, относящегося к Пяльмскому сельскому поселению в Пудожском районе республики.
В этом поселке нет источника водоснабжения. В прежние годы, когда существовал леспромхоз, воду привозили исправно. Сейчас поставка воды идет через пень колоду. Ведро воды, которую подвозит водовозка, стоит 3,65 рубля. Может, это и не очень дорого, но женщина, звонившая на «Горячую линию», воспитывает троих детей, двое из которых инвалиды. Воды семье нужно много, понятно, что для этой семьи вода становится золотой.
Кроме того, женщина пожаловалась, что перед праздниками воды не привезли, это значит, что три дня люди должны обходиться без нее.
Кроме того, жительница Пудожгорского сообщила, что плата за воду изменяется каждые три месяца. Информация будет проверена. Разумеется, на воду должен быть установлен твердый тариф, который не может меняться так часто.
Этот вопрос взят на контроль Государственной жилищной инспекцией.
«Горячие линии» проходят в Государственном комитете по ценам и тарифам каждый первый четверг месяца.

По материалам пресс-службы Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам