06 июня 2016, 09:09

Спасательный бренд. Поможет ли символика попасть местным товарам на прилавки магазинов?

Власти обещают, что новый бренд «Сделано в Карелии» должен облегчить жизнь местным производителям. Насколько реальна эта перспектива?

Порядка двух лет назад дизайнер Михаил Логов разработал логотип республики в виде буквы «а» карельского алфавита. Предполагалось, что гласная с разнообразными надстрочными символами в виде двух сердечек или двух глаз отметит все карельское: от продуктов до магазинов. Сейчас торговый знак можно найти только на некоторой сувенирной продукции.

Чуть более полугода назад народным голосованием был выбран еще один символ. Конкурс учредил Минсельхоз РК для создания логотипа на продукты местного производства. Тогда в Интернете можно было отдать свой голос за один из шести вариантов (в список, кстати, попала и буква карельского алфавита). Выиграло в итоге слово "Карелия "московского дизайнера Дениса Захарова. Встретить его где-нибудь практически невозможно.

В мае вице-премьер Юрий Савельев вновь объявил о создании торгового знака «Сделано в Карелии». Теперь речь идет не столько о визуальной символике, но о системе поддержки местных товаропроизводителей. Что из этого выйдет и нужен ли вообще бренд местным предпринимателям? Разбирались в ситуации.

Сделано в Карелии

По словам Юрия Савельева, новый бренд будет представлять наименование места происхождения товара. В рамках программы поддержки местных предпринимателей бренд станет только одним из инструментов продвижения карельских товаров на рынок, причем не только республиканский. Так, планируется увеличить сеть малоформатной торговли. Для местных фермеров должен начать работать центр сертификации продукции с возможностью выезда мобильной лаборатории. Вместе с развитием рынка услуг пакетной продукции это позволит упростить путь карельских товаров на прилавки магазинов.

- Попытки сформировать зонтичный бренд в Карелии предпринимались неоднократно. Но раньше разговор велся только о бренде. Недостаточно дать какой-то торговый знак, чтобы он был востребован. Необходимо составить целую систему продвижения. Наряду с созданием брендбука проект должен обрастать целым рядом механизмов, - подчеркнул Савельев.

Предполагается, что все члены клуба «Сделано в Карелии» получат доступ к базе ритейлеров, которые будут продавать их товар.

Кабала для хлеба

Решение власти упростить жизнь карельским производителям, особенно не самым крупным, конечно, радует. Положительно ее оценили и те представители бизнеса, с которыми нам удалось побеседовать. Если члены клуба "Сделано в Карелии"  смогут на специальных условиях, о которых договорятся представители бренда, представлять местные товары в крупных магазинах, это уменьшит их головную боль. Сейчас отношения между ритейлерами и местными производителями развиваются не без проблем.

Как нам рассказал глава крестьянско-фермерского хозяства, занимающегося сыроварением в Карелии, Евгений Кялин, многие магазины не прислушиваются к рекомендациям производителей, и вместо наценки в 30 процентов увеличивают ее до 70-80 процентов.

О кабальных условиях говорят и владелец форелеводческого хозяйства Николай Федоренко, и заместитель директора по маркетингу и сбыту Петрозаводского хлебокомбината. Сейчас предприятие сотрудничает с сетями «Магнит», «Дикси» и «Лента». Но опять же местный хлеб продают по 40 рублей за буханку, а питерские производители могут себе позволить снизить цену до 21 рубля, что, конечно, ниже себестоимости, но по силам крупным игрокам, особенно в период вхождения в новый город.

- В последние годы ситуация несколько изменилась. Сетей в городе стало много, и они "топят" друг друга. Кроме того, люди не идут в магазины, где нет местных товаров, - считает представитель Петрозаводского хлебокомбината. Основная проблема для предприятия — это условия поставок. Если с местными сетями можно договориться, сколько буханок нужно привезти в тот или иной день, то федералы диктуют количество товара на полке. Застоявшиеся хлеб и булка, понятно, большим спросом не пользуются, а сокращение поставок грозит большими штрафами.

Есть и другая проблема — отсрочки платежей. В федеральных сетях они составляют от 30 до 90 дней, что слишком долго для небольших производств.

По словам Евгения Кялина, у них просто нет возможности заморозить полмиллиона рублей из оборотных средств, пока им не вернутся деньги от продаж.

- Проблемы с федеральными сетями есть, но они связаны не со входом, а с продажами. Для минипроизводств нужны отдельные условия: завезли товар — рассчитались, - отметил руководитель карельской сыроварни. Им пришлось отказаться от поставок сыров в известную федеральную сеть, потому что условия оказались невыполнимыми.

Иные условия предлагают местным производителям в некоторых регионах. Например, в краснодарских «Магнитах» есть специальные уголки фермеров. А в калужской области «Лента» единовременно закупала урожай у местного производителя.

Благие намерения в конце тоннеля

Эти и другие проблемы должен решить бренд "Сделано в Карелии". Правда, каким образом он будет это делать, пока совершенно не ясно. Не определены ни виды товаров, которые смогут вступить в клуб, ни по какому принципу одних будут принимать, а другим отказывать, ведь, как справедливо заметил вице-премьер, если маркировать всех, то смысл бренда нивелируется. На данный момент известно лишь, что товары под брендом «Сделано в Карелии» должны быть произведены из карельского же сырья.

Уже ясно, что в рамках инициативы появится некий регулятор, который возьмет на себя функции посредника между производителями и торговыми представителями. Видимо, этот институт должен будет договариваться о тех специальных условиях, на которых, с одной стороны, ритейлерам выгодно закупать товар у местных, а, с другой, карельским предпринимателям правила работы будут удобны и послужат толчком к развитию бизнеса. Однако кто именно станет регулировать процессы, опять же не известно. Называются варианты бюджетной организации (как это происходит, например, в Башкортостане и требует дополнительных затрат) и общественного совета (что, скорее всего, потребует вводить некую сумму за использование бренда).

По мнению председателя Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска Сергея Авишева, выстраивать взаимоотношения между предпринимателями и дистрибьюторами должны представители бизнеса.

- Чиновники не понимают специфики бизнеса. Крупные сети не заинтересованы в местных производителях. Сейчас они дружат скорее под воздействием политического вектора, - считает Авишев. По его мнению, между сетевиками и местными производителями необходимо наладить конструктивные отношения. Но сделать это возможно только на уровне государства в целом, а не только в отдельно взятой Карелии. Как вариант, можно обязать крупную сеть продавать какой-то процент местной продукции при вхождении в новый регион.

Время покажет, удачной ли окажется новая попытка правительства помочь местным фермерам и ремесленническим предприятиям расширить свое представительство на полках крупных магазинов. В конце концов, обсуждать вопросы придется не с представителями сетевиков в Карелии, а с руководством, которое находится в других регионах и может просто не проникнуться идеей патриотизма. Бизнес есть бизнес, и в кризис продукты подешевле продаются лучше, чем пусть и лучшего качества, но дорогие фермерские. Возможно, идея развития сети мелких магазинов с местной продукцией окажется полезнее для производств.

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.