23 января 2015, 17:30

Сага об ОСАГО: полис в Петрозаводске купить невозможно!

<p>Получение полиса ОСАГО в столице Карелии превратилось в невыполнимый квест</p>

В начале этого года в законы, которые волнуют автомобилистов, были внесены существенные изменения. Теперь за просроченный или отсутствующий полис ОСАГО придется заплатить 800 рублей. И, возможно, лишиться номеров — до тех пор, пока полис не будет куплен. И готовность водителя приобрести страховку еще не гарантирует того, что водительское место в авто не будет пустовать долго.

В декабре-январе покупка полиса обросла совершенно непредвиденными трудностями. Автомобилисты жалуются — получить вожделенный обязательный полис...невозможно! В одних компаниях нет бланков, в других купить только ОСАГО нельзя, обязательно требуют застраховаться еще от чего-нибудь. Когда мы начинали наше маленькое расследование на эту тему, признаться, думали, что водители поднимают панику. Однако ситуация оказалась еще сложней, чем казалось.

«Ну... потому что»

Звоним в Росгострах.

- Здравствуйте, у вас можно полис ОСАГО купить?

- Можно, подъезжайте.

- А вы без нагрузки продаете? То есть мне ничего дополнительно покупать не надо?

- С нагрузкой.

- А почему?

- Ну...потому что. Мы вам предлагаем купить еще что-то. Страхование жизни или накопительную страховку.

- А если я откажусь?

- Ну...тогда уже по факту будем смотреть. Вы приезжайте, не по телефону же все обсуждать.

Вот такой разговор состоялся у нашего журналиста в представителем одной из самых крупных страховых компаний, работающих в Петрозаводске. К слову, нагрузку предложили не только в «Росгосстрахе». Другие страховщики все сообщили, что для тех, кто не является клиентом, полисов нет. Потому что из Москвы не прислали бланков. И раньше февраля их ждать не стоит.

Мы на этом не успокоились и дозвонились в Москву. В «Энергогаранте», той самой компании, филиал который сообщил о задержке выдачи бланков, нам объяснили, что сложившаяся ситуация связана с непосредственным распоряжением головной компании. «Клиент должен написать заявление на получение полиса, и через 30 дней ему полис предоставят», - уверили газету «П» в пресс-службе «Энергогаранта».

Правда, остается открытым вопрос — что делать автомобилисту целый месяц? Ходить пешком? Таиться по темным подворотням, чтобы не попасть на глаза инспектору ГИБДД или не попасть в аварию?

«Полгорода катается без полисов»

Позицию автостраховщиков нам по большому секрету объяснила сотрудница одной из страховых компаний. Она подтвердила, что бланки полисов действительно найти в Петрозаводске сложно, автомобилистам приходится объехать все доступные копании. И то не факт, что удача улыбнется. Поэтому «полгорода катается без полисов».

Страховщикам продавать ОСАГО не выгодно, по ее словам, совсем. Это разорительно. Стоит полис около трех с половиной тысяч рублей. А средний размер страховой выплаты — около 25 тысяч рублей. Количество аварий же в городе растет. Поэтому компании стараются навязать «нагрузку» - какие-либо дополнительные услуги: от страховки от укуса клеща до страхования жизни, квартиры и прочего, чтобы как-то увеличить «навар».

При этом терять клиентов, приходящих за ОСАГО, тоже не хочется. Приходится с каждым проводить долгую беседу. Обозленные автовладельцы пытаются выяснить в чем, собственно дело, у рядовых сотрудников, а они ни в чем не виноваты и испытывают чувство неловкости и стыда. Во всяком случае, наш источник в страховой компании попросила водителей отнестись с пониманием к сложившейся ситуации и не злиться на менеджеров по продажам.

Дурят нашего брата...

Но как же не злиться, если перспектива остаться без автомобиля становится совершенно ясной? В Карельском отделении Всероссийского общества автомобилистов полагают, что такая ситуация — результата распоряжения директоров компаний, которые навязывают клиентам дополнительные услуги.

Один из экспертов регионального отделения Общества, Константин Вишневский, вспомнил, как помогал оформлять ОСАГО своему товарищу после покупки автомобиля. И с какой полосой препятствий был вынужден столкнуться. Где-то в счет сразу включили дополнительные страховки, не предупредив клиента. Общий счет составил около пяти тысяч рублей. При стандартной цене в три с половиной тысячи «накрутка» ощутимая. Где-то и вовсе потребовали осмотра транспортного средства.

- Базовая ставка и так повысилась на треть, - объяснил Вишневский. - А страховщики еще навязывает дополнения».

В то, что продажа ОСАГО разоряет страховые компании, эксперт не верит.

Они всегда так говорят, что им не выгодно. Тогда пусть сами пишут петиции и обращения. Но страховщики же живут, и доход у них есть. При этом о том, что полисы продавать невыгодно, говорят все. А как быть нам, обычным автомобилистам? Где страховаться? Я не знаю, кто должен с этим бороться.

Сага с плохим концом?

Между тем российские страховщики буквально несколько дней назад, 16 января, заявили о том, что тарифы ОСАГО надо увеличить на 21-28 процентов в связи с тем, что в апреле 2015 года произойдет повышение выплат по «жизни» до 500 тысяч рублей. Сейчас, напомним, размер выплаты за вред, нанесенный жизни и здоровью пострадавших в ДТП составляет 160 тысяч рублей. Правда, этот лимит будет актуален только для тех, кто купит полис уже после 1 апреля этого года.

Стоит также отметить, что в 2015 году базовую ставку тарифа ОСАГО и значения коэффициентов, используемых при расчете стоимости полиса, Центробанк сможет менять два раза. Со следующего года стоимость договора будет меняться только единожды в году. Видимо, поэтому страховщики и пытаются выжать повышение стоимости полисов по максимому с первого раза.

Как выяснилось, покупка полиса ОСАГО стала трудновыполнимой задачей не только в Петрозаводске. В других субъектах России страховщики тоже стараются «нагрузить» клиента дополнительными опциями и платными приложениями к полису. А страховые бланки, имеющиеся в наличии, «придерживают» для постоянных клиентов, отказывая тем, кто приходит впервые.

Картина складывается, откровенно говоря, в духе Гойи. Мрачноватая. Потому что купить полис, не переплатив и без нервотрепки, становится проблематично, а не купить его — нельзя. Вернее, можно, но вот верного железного коня тогда придется запереть в гараже. Потому что сотрудников ГИБДД совершенно не волнуют никакие подробности — страховки нет, прощайся с номерами. А страховщики никаких письменных отказов в выдаче полисов, разумеется, не предоставляют. Вот так из хорошей, в общем-то идеи, получается сага об ОСАГО. Очень мрачная.

В чем сила, брат?

В Карелии, кстати, ситуация начала накаляться еще в прошлом году. Весной 2014 года таксисты Костомукши не могли купить полисы ОСАГО. А для них это означало фактически потерю работы. О проблеме таксисты заявили в федеральную рабочую группу «За честную и эффективную экономику» Общероссийского народного фронта.

Эксперты подготовили поправки в КоАП, которые предусматривали административную ответственность страховых компаний за отказ от заключения договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг. В итоге в сентябре прошлого года был принят закон, определяющий наказание за отказ в выдаче полиса. Штраф, который должны выплатить такие несговорчивые страховщики — 50 тысяч рублей.

Специалисты из ОНФ дают несколько советов насчет того, что делать, когда страховщики отказываются предоставить требуемую услугу. Во-первых, нужно не постесняться, и написать заявление в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам (в Петрозаводске управление находится в здании Национального банка, по адресу: ул. Титова, 10).

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие отказ компании выдать полис (это может быть документ с визой представителя компании), аудиозапись разговора, показания свидетелей в письменном виде.

Во-вторых, обязательно предупредите страховщика, чтоб будете вести запись разговора — на видео или диктофон. Иногда эта формула действует совершенно волшебным образом.

В - третьих, учитывая сложившеюся ситуацию, ОНФ советует не ждать, пока полис будет «просрочен» а заранее озаботиться получением нового. Это даст время для обжалования действий компании в суде, а также — для того, чтобы успеть решить проблему.