14 апреля 2011, 13:31

На городских троллейбусах ставят крест?

На днях появилась информация, что ПМУП «Городской транспорт» лишилось депо №2 на Кукковке, в районе Комсомольского проспекта, что может привести к полному исчезновению «рогатых» в нашем городе.

Версия профкома

Первым забил тревогу профком предприятия, который в срочном порядке разослал в адрес всех высокопоставленных лиц, включая губернатора Карелии Андрея НЕЛИДОВА, мэра Петрозаводска Николая ЛЕВИНА, соответствующие обращения. Мы встретились с председателем профкома Надеждой БУЛАТОВОЙ, проработавшей на предприятии более четверти века, чтобы узнать ее точку зрения.


— Прежде всего, что же происходит с депо № 2?


— По нашей информации, территория передана другому предприятию, там уже поставили новую охрану, вывозят дорогое оборудование. 5 апреля экс-директор  «Городского транспорта» Игорь ШАРАПОВ (кстати, он же — директор «ДЭУ». —  Прим. авт.) издал приказ о демонтаже конструкций, после чего ушел с должности, назначив вместо себя нового директора Вадима СУХАРЕВА. Для работников ПМУП этот шаг стал полнейшей неожиданностью. Такая мера негативно скажется на работе троллейбусов, так как там располагаются станки, которые обслуживают ремонтную службу. В старом депо мы это оборудование разместить не можем. Кроме того, на депо №2 были потрачены огромные суммы, оно до сих пор содержало себя на самоокупаемости и выполняло необходимую работу для обслуживания троллейбусов. Весь коллектив в недоумении. Если наше мнение не будет услышано, мы готовы пойти на самые крайние меры, вплоть до забастовки.


— А с чем связаны изменения, на ваш взгляд?


— С тем, что администрация города хочет отказаться в конечном итоге от использования в городе троллейбусов.


— Откуда у вас такая уверенность?


— Дело в том, что администрация города уже не раз предлагала «Городскому транспорту» покупать автобусы для замены троллейбусов и открывать новые маршруты. Но, во-первых, мы не сможем разместить автобусы в оставшемся депо на улице Московской. Там и так стоит более ста машин. К тому же автотранспорт — это не электротранспорт. Уровень шума, выхлопные газы... Интересно, кому из жителей соседних домов понравится каждое утро просыпаться под рокот двигателей? Нам, конечно, предложили новую площадку на месте бывшей «Автоколонны 1126» на улице Путейской, но она находится в ужасном состоянии.


Предприятию, имеющему огромные долги, снова тратиться на реконструкцию, ремонт и оборудование? Обслуживание и выпуск на территории отобранного депо № 2 возможен, но это — снова большие траты, потому как все помещения были оборудованы специально для
электротранспорта.

Версия директора

Мы созвонились с новым директором Вадимом Сухаревым, вступившим в должность с 6 апреля. Он слова председателя не только не подтвердил, но и опроверг:


— У меня на руках нет никаких документов, подтверждающих передачу депо № 2 в другие руки. На 12 апреля этого года все помещения находятся в хозяйственном ведении предприятия. Действительно, контактную сеть и часть оборудования мы оттуда убрали, но по другой причине: это депо уже давно не используется, ремонт и сборка транспорта там не осуществляются. Кроме того, добавлю: эта территория убыточна.


Слова нового начальника подтверждает и экс-директор предприятия, а ныне руководитель ПМУП «ДЭУ» Игорь ШАРАПОВ:


— На сегодняшний день депо № 2 находится в хозяйственном ведении ПМУП «Городской транспорт». По условиям договора от 29 марта 2011 года для аренды машиномест для 100 единиц техники площадь арендует «Мехколонна №101». Сумма по договору составляет 350 тысяч ежемесячно. Договор заключен сроком на 1 год.


По его словам, связано это с тем, что средства в бюджете города на капитально-осстановительный ремонт троллейбусов не предусматривались аж с 2007 года. Также, по данным бухгалтерии «Городского транспорта», предприятие ежемесячно несло убытки в размере 250 тысяч рублей, поэтому руководство предприятия приняло решение сдать территорию в аренду.

Никому не верь?

На мой взгляд, правда в этой истории где-то посередине.


Напомним: в марте прошлого года депутаты решили прибрать к рукам существовавшее тогда ОАО «Троллейбусное управление». Мол, долги копятся и городская власть смогла бы вывести троллейбусное сообщение из кризиса. ОАО превратилось в ПМУП «Городской транспорт» и, по сути, «ушло» в руки чиновников. Директором был назначен вышеупомянутый Игорь Шарапов. Сразу же после этого депутаты перешли к популистским и якобы эффективным мерам: снизили цену на проезд с 12 до 10 рублей. Они уверяли горожан, что это позволит предприятию увеличить рентабельность за счет повышения пассажиропотока. (Надежда Булатова в разговоре с нами призналась, что мера не привела ни к чему хорошему: пассажиропоток хоть и вырос на 30 процентов, зато выручка упала на 20 процентов. — Прим. авт.) Сыпались обещания: сокращение штата не произойдет, все коллективные договоры останутся в целости и сохранности, зарплата сохранится в полном объеме. В течение некоторого времени так и было.


Однако через несколько месяцев начались проблемы. Да такие, что по жалобам работников «Городского транспорта» в сентябре-октябре 2010 года на ул. Московскую, 14 (депо №1) нагрянула трудовая инспекция. Выяснилось, что условия коллективного договора не выполняются, нарушается режим рабочего дня и так далее. Потихоньку сокращалась численность ремонтных бригад, соответствующие письма обиженные работники посылали в надзорные органы.


И самое главное — продолжали расти долги... Вот только некоторые цифры, которые нам огласила Надежда Булатова:


— За 3 года и 4 месяца существования ОАО «Троллейбусное управление» долгов накопилось
на 94 миллиона рублей. Выходит, в среднем в месяц долг рос где-то на 2 миллиона 350 тысяч рублей. А за 8 месяцев существования ПМУП «Городской транспорт» долг вырос на 33 миллиона. Снова делим — в месяц его рост составил 4 миллиона. Вот и сравните...


Думаю, именно здесь собака и зарыта. Неэффективное управление привело к тому, что зарабатывать осталось только на сдаче в аренду площадей предприятия. Ну а если деньги начинают зарабатывать исключительно таким способом, то до реальной продажи земли и помещений не так уж и далеко.

ОТ РЕДАКЦИИ

Как мы видим, троллейбусное сообщение остается в нашем городе убыточным бизнесом. Долги у хозяев растут и растут. Выхода из этой ситуации, на наш взгляд, может быть всего три. С одной стороны, можно жестко сократить расходы и за счет хорошей логистики поднять доходы. Этот путь, как вы понимаете, непростой. С другой стороны, можно ждать дотаций из бюджета города, которые покроют долги предприятия. Ну, а третий вариант в наше время у бизнесменов один из самых любимых: можно довести предприятие до банкротства, оставив себе заранее самые лакомые куски собственности (землю, административные здания и так далее), а дальше... По какому пути сегодня идет муниципальное предприятие, достоверно мало кто знает. Хотя думается, что третий «эффективным менеджерам» нравится больше. Так как дыма без огня не бывает.

Дмитрий АНАНЬИН
kermit@bk.ru