23 ноября 2011, 17:26

Бюджет Петрозаводска на 2012 год: планы и возможности

Бюджет Петрозаводска на 2012 год: планы и возможности.

На прошлой неделе Петрозаводским городским Советом был принят в первом чтении проект бюджета города на 2012-2014 годы. Накануне проект выносился на публичные слушания, которые состоялись в Администрации Петрозаводска. Каким будет городской бюджет следующего года — об этом мы беседуем с заместителем главы Администрации Петрозаводского городского округа, председателем комитета финансов Еленой Логиновой.

— Елена Владимировна, чем городской бюджет следующего года принципиально отличается от основного финансового документа, по которому город жил в этом году?

— Формирование бюджета города на период 2012-2014 годы проходило с учетом изменения законодательства как Российской Федерации, так и Республики Карелия. С 1 января 2012 года содержание полиции с регионального уровня переходит на федеральный, а финансирование здравоохранения — с муниципального на региональный. В связи с этим, город не будет финансировать эти направления, но одновременно бюджет города теряет, в частности, поступления от таких доходных источников как госпошлина за регистрацию транспортных средств и штрафы за нарушения в области дорожного движения — в оценке 2012 года это 80 и 37 млн руб. соответственно.
Одновременно в первом чтении принят закон Республики Карелия, изменяющий межбюджетные отношения в республике. С 2012 года в бюджет Петрозаводска будет поступать не 40%, как раньше, а только 30% собираемых городом налогов на доходы физических лиц.
Также, в соответствии с этим законом вводится так называемый «отрицательный трансферт» в объеме 316 миллионов рублей — это доходы, которые бюджет Петрозаводска должен перечислять в республиканский бюджет.
Еще одно принципиальное отличие — в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве доходы от платных услуг учреждений (за исключением шести казенных) не будут поступать в бюджет, а зачисляться на счета учреждений, соответственно это уменьшает доходную часть бюджета округа от уровня текущего года на 1,2 миллиарда рублей.

— Первое чтение проекта бюджета подразумевает принятие основных трех показателей— доходной части, расходной и дефицита. Распределение средств внутри статей будет детально обсуждаться позже. Каковы основные параметры бюджета?
- Доходы предлагается утвердить на 2012 год — 4,182 миллиарда рублей, 2013 год — 3,662 миллиарда рублей и 2014 год — 3,847 миллиардов руб.
Расходы бюджета на 2012 год запланированы в размере 4,439 миллиардов рублей, на 2013 и 2014 годы 3,922 миллиардов руб. и 4,120 млрд. руб. соответственно.
На все три года дефицит бюджета учтен на максимальном уровне 10 процентов. И в связи с ежегодным дефицитом бюджета происходит рост муниципального долга.

— Из каких источников формируется доходная часть городского бюджета?
- В 2012 году 61 %, а это 2,5 миллиарда рублей, будут составлять доходы, зарабатываемые городом. Основные источники пополнения городского бюджета — это налог на доходы физических лиц, продажа материальных и нематериальных активов, безвозмездные поступления из бюджета РК, в том числе 440 млн руб. — субсидия, решение о выделении которой было выработано по итогам деятельности рабочей группы на уровне Правительства РК, в которую от Петрозаводска вошли первый заместитель главы администрации Евгений Журавлев и председатель Петросовета Олег Фокин. Все остальные объемы безвозмездных поступлений будут учитываться уже в течение 2012 года, что является в принципе сложившейся практикой.
По отношению к текущему году доходы 2012 года ниже на 2 миллиарда рублей. Причины снижения, кроме безвозмездных поступлений, связаны с изменением законодательства, о чем я уже упоминала — это и платные услуги, и налог на доходы физических лиц, и госпошлина и штрафы. Что касается безвозмездных поступлений, то их объем зависит от принятия решений на уровне Правительства РК и РФ по софинансированию полномочий муниципальных образований либо принятия решений по реализации каких— либо социальных программ.

— Несмотря на дефицит и сокращение доходной части, Петрозаводск сможет выполнить свои финансовые обязательства перед горожанами?

— Безусловно, расходы бюджета ориентированы на концентрацию ресурсов на важнейших направлениях социально— экономического развития округа, гарантию основных социальных статей бюджетных расходов и необходимость сбалансированности бюджета.

— Какие основные статьи расходов и приоритетные направления предусмотрены в 2012 году?
— Расходы бюджета как на 2012 год, так и 2013— 2014 годы предложены к утверждению по 11— ти разделам.
Наибольший удельный вес в расходах — это «Образование» — 57 процентов. По 2013— 2014 годам структура расходов практически аналогична.
Основные приоритеты выстроены по следующим направлениям. С 1 октября 2011 года повышена заработная плата работников бюджетных учреждений на 6,5%. В бюджете города на последующие годы заложены средства для обеспечения оплаты труда с учетом этого повышения, а также с учетом введения доплат воспитателям детских садов. Администрация города предусмотрела средства на развитие сети детских дошкольных учреждений— открытие новых групп в уже существующих детских садах и возврат ранее перепрофилированных зданий. Как и в 2011 году продолжится предоставление компенсации малообеспеченным гражданам, имеющим детей от 1,5 до 3 лет, не получившим направление в детский сад. Предусмотрено финансирование установки и ремонта ограждения территории образовательных учреждений, противопожарных мероприятий, включая устройство пожарных выходов в учреждениях, аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях.
В 2012 году запланирован ряд проектов по развитию спортивной инфраструктуры города: строительство физкультурно— оздоровительных и спортивных комплексов, устройство футбольного поля на территории средней школы № 42, подготовка стационарных оздоровительных лагерей к летнему отдыху детей.
Впервые в большом объеме (около 23 миллионов рублей) предусмотрены средства на проведение мероприятий по сносу аварийных деревьев, формовочной обрезке и посадке зеленых насаждений. В рамках работ по благоустройству города запланировано завершение работ по капитальному ремонту и строительству скверов, речь идет о сквере на ул. Мелентьевой и сквере в границах улиц Луначарского, Державина, Промышленной и Коммунистов.
По инициативе Петрозаводского городского Совета Администрацией города разрабатывается программа по капитальному ремонту подъездов в многоквартирных домах.
Предусмотрены средства на капитальный ремонт и ремонт пожарных водоемов и пирсов, сохранение льготного проезда студентов и школьников, решение вопроса по обеспечению жильем детей— сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранение мер социальной поддержки в рамках программы «Забота».

— Можете ли Вы назвать некоторые конкретные проекты, которые будут реализованы в рамках адресной инвестиционной программы?

Адресная инвестиционная программа сформирована в объеме 173,8 млн руб. по 13— ти объектам. Среди них строительство физкультурно— оздоровительного комплекса с бассейном по ул.Хейкконена, здания детского сада по ул.Зеленой в районе пер.Гончарова, разгрузочного коллектора по ул.Фурманова от канализационной насосной станции — 4 до ул.Чапаева и реконструкция этой станции. Запланировано строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, спортивного комплекса в пойме реки Неглинки в районе зданий № 12 по ул.Крупской и № 8 по ул.Красной. В следующем году продолжится перевод жилых домов на природный газ, работы по реконструкции и модернизации светофорных объектов, разработка проектно— сметной документации на строительство (реконструкцию) объектов улично— дорожной сети, а также другие проекты.
206,3 млн руб. предусмотрено на реализацию 20 ведомственных и целевых программам. Впервые мы финансируем реализацию сразу пяти программ в области охраны окружающей среды. Это такие программы как «Родники», «Экологическое просвещение населения Петрозаводского городского округа на 2011— 2013 гг.», «Организация сбора, транспортировки и утилизации ртутьсодержащих отходов на территории Петрозаводского городского округа»,»Профилактика клещевого энцефалита и клещевого боррелиоза в Петрозаводском городском округе», программа развития и сохранения зеленых насаждений Петрозаводского городского округа на 2011— 2013 гг.

Все перечисленные запланированные направления возможны к реализации исключительно при соблюдении достигнутого решения о выделении городу субсидии в объеме 440 миллионов рублей из республиканского бюджета, что еще должно поддержать Законодательное Собрание РК. Если депутаты не поддержат это решение, то однозначно необходимо будет пересматривать концепцию бюджета Петрозаводска.