27 февраля 2014, 11:21

«Сани финские мои…»

«Сани финские мои…»

Мой опыт катания на финских санках был небогат, но живописен: весенняя оттепель, сестра сидит на сиденье, я стою сзади на полозьях. Нам 11-12 лет, и мы ставим эксперимент – спуск с горки. Дорога лежит по узкой ледяной тропинке, рассекающей надвое большущую лужу талой воды… Эксперимент был произведен единожды, и закончился в считанные секунды купанием.

Составляя список гонок на Зимней Олимпиаде, учредители совершили досадное упущение – проигнорировали вид спорта, пользующийся большим уважением в странах Северной Европы: гонки на финских санях. Странно подумать, но многие городские дети в глаза не видели обычных финских санок.

Финские санки. По материалам Интернета

Финские санки. По материалам Интернета

А еще не так давно, хотя бы в 1970-е годы, финские санки были заурядным явлением на улицах карельских городов. Они исчезли, оставшись на старых фотографиях. Вот, например, сани активно принимают участие в оживленном движении на проспекте Ленина в Петрозаводске.

Проспект Ленина в Петрозаводске. 1950-е гг. Национальный музей Республики Карелия

Проспект Ленина в Петрозаводске. 1950-е гг. Национальный музей Республики Карелия

Родиной финских санок была, тем не менее, Швеция. Кто догадался поставить обычный стул на длинные деревянные полозья, неизвестно. Вообще, стул как предмет мебели, довольно поздно вошел в крестьянский обиход Европы (веками предпочтение отдавалось лавкам, скамьям), но комфорт сидения на нем вдохновил того, кто решил усовершенствовать обычные санки. Они полюбились северянам настолько, что к 1880-м годам в Швеции даже зародился и активно развивался новый вид спорта: был создан первый в мире клуб финских саней.

Чуть позже, в 1891 году, подобный клуб был основан в Финляндии, в городе Оулу. Основал его финский полковник Эдвард Фюруйельм – этот деятельный энтузиаст начал устраивать гонки среди солдат. Более того, ратуя за распространение санок на длинных полозьях, полковник отправлял своих подчиненных в увольнительные с условием – добираться домой только на таком транспорте. Живая реклама имела успех – финны полюбили эти сани и используют их до сих пор. Перед вами чертеж санок работы Э. Фюруйельма – предусмотрено даже описание шипов, которые одевались на ботинки и способствовали лучшему сцеплению толкающей ноги с поверхностью, зачастую ледяной. О шипах мы уже писали – и вот они снова заявили о себе.

Чертеж Э. Фюруйельма, опубликованный в журнале «SPORTEN», Хельсинки, 1891 г

Чертеж Э. Фюруйельма, опубликованный в журнале «SPORTEN», Хельсинки, 1891 г

В результате деятельности клуба, уже в первые годы 20 века, санки с длинными полозьями заняли в Финляндии такое же важное место среди зимних видов спорта, как катание на лыжах и коньках. Тяжелые деревянные полозья усовершенствовали, сменив на более легкие железные – история сохранила имя финского механика Оскари Терхи из города Сало, додумавшегося до этого новшества. Так началось победное шествие санок по Северу. В Россию они проникли через Княжество Финляндское, по пути получив название «финских».

И сейчас финские санки производятся на заводах в Швеции и Норвегии. В Финляндии самой известной является торговая марка ESLA. Конструкция санок не менялась почти сто лет, и лишь к концу 20 века сани подверглись изменениям — на благо спорта.

Финские сани фирмы ESLA. По материалам Интернета

Финские сани фирмы ESLA. По материалам Интернета

Предлагаю вернуться к Олимпиаде — зря, зря не развивают у нас этот спорт. На международных Нордических Играх, которые проводились в первой четверти 20 века в Швеции и предшествовали Зимним Олимпийским играм, спортсмены соревновались на финских санках. И традиция эта в Норвегии и Финляндии жива до сих пор. С 1990-х годов гонки на финских санках очень популярны — проводятся марафоны, дистанция которых составляет 100 км, и скорость спортсмены развивают приличную – 30 км/ч. Только выглядят сани уже иначе.

Multia Ice Marathon, 1998. По материалам Интернета

Multia Ice Marathon, 1998. По материалам Интернета

Для езды на финских санках хороша весенняя погода, укатанная дорога (по рыхлому снегу кататься бесполезно), а еще лучше лед для большей скорости хода. В наше время купить санки может кто угодно – достаточно заказать по Интернету. Тем не менее, в городе не у всех есть возможность их хранить, да и для катания условия не самые подходящие – дороги посыпаются песком и солью. Но на них до сих пор катаются в карельских деревнях. Например, в Шелтозерском музее зимой гостям предлагают покататься на финских санках.

Финские санки. С. Шелтозеро. Фото Светланы Атонен

Финские санки. С. Шелтозеро. Фото Светланы Атонен

У финских санок много «родственников», которыми пользуются самые разные люди. Не так давно в Петрозаводске прошли гонки на собаках. Многие зрители могли рассмотреть конструкции, на которых ездят спортсмены – это нарты, представляющие собой нечто среднее между финскими санками и нартами северных оленеводов.

Гонки на собаках. По материалам Интернета

Гонки на собаках. По материалам Интернета

Другой пример — сейчас многие малыши раскатывают на санках, к которым приделаны ручки. В отличие от финских, у них короткие полозья.

Детские современные зимние санки. По материалам Интернета

Детские современные зимние санки. По материалам Интернета

Подобные санки для детей придуманы уже давно – хорошим примером служат санки-коляска, которые хранятся в Национальном музее Республики Карелия. Сделаны они заонежским мастером Иваном Васильевичем Филиным — мы уже знакомились с деревянным конем его работы. Почти сто лет назад мастер Филин создал настоящий трансформер – присмотритесь к его творению: если снять колеса, коляска оказывается стоящей на полозьях и превращается в санки.

Санки-коляска. 1920-е годы. Автор Иван Васильевич Филин. Д. Толстиково, Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Санки-коляска. 1920-е годы. Автор Иван Васильевич Филин. Д. Толстиково, Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Санки для детей всегда будут востребованы, деревянные или металлические, сделанные заботливыми дедушкиным руками или выпущенные массовым тиражом на промышленном предприятии. Инженерная мысль Финляндии в считанные десятилетия превратила классическую модель финских санок в широкий ассортимент товара для самой разной публики – продаются санки для детей, подростков, взрослых, рыболовов, с подлокотниками и даже с роликами. Парки Петербурга предлагают финские санки для прогулок на прокат – может, и в парках Петрозаводска мы когда-нибудь увидим такую услугу. Господа предприниматели, намек понятен?

Национальный музей Карелии