04 октября 2016, 11:53

В школах Карелии ликвидировали продленку для первоклашек. Зачем?

В Министерстве образования рассказали, чем теперь занять школьников после учебы.

Родители первоклассников, которые столкнулись с необходимостью куда-то пристраивать своего ребенка во второй половине дня, с удивлением открыли для себя, что групп продленного дня для самых маленьких школьников попросту не существует. Министр образования Карелии Александр Морозов подробно рассказал нашему порталу, что происходит с группами продленного дня и чем занять учеников младших классов после уроков.

Сначала о первоклашках. Министр подтвердил, что в карельских школах нет ни одной группы продленного дня для учеников первых классов. Все дело во сне, а точнее в требовании организовать для первоклассников возможность вздремнуть в дневное время.

Как объяснил Александр Морозов, с 2010 года, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, группы продленного дня могут существовать только при создании определенных условий для детей, в том числе дневного сна для первоклассников. В ноябре 2015 года вышло еще одно постановление главного санитарного врача России, установившее обязательное требование по организации дневного сна для первоклассников в группах продленного дня. Все просто: если в школе нет специально оборудованных помещений для дневного отдыха и нет особого желания их создавать, то продленка для самых маленьких школьников оказывается вне закона.

По словам Морозова, с 2010 года карельское министерство пытается откорректировать законодательство и обязательный сон предусматривать только для новых школ.

В типовых зданиях общеобразовательных учреждений, которые есть в республике, организовать дневной сон невозможно,

- сообщил он. 

В типовых школах нет места для сна    

При этом министр напирает на то, что законодательство не обязывает школы создавать группы продленного дня.

В законе четко написано, что могут быть созданы условия для присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. А могут быть и не созданы. С 2013 года это перестало быть обязанностью. Нельзя обязать школы это делать,

- пояснил Морозов.

Мало того, учредитель школы, то есть местное самоуправление, не только определяет, нужна ли продленка в конкретном учебном заведении, но и решает, следует ли делать ее платной или нет. В Карелии сегодня функционирует 112 групп продленного дня практически повсеместно, кроме Медвежьегорского и Сегежского районов, где их по уже сложившейся практике не стали создавать и в этом году. Несмотря на то что в Петрозаводске живет порядка 40% населения республики, в школах карельской столицы функционирует всего 17 групп продленного дня.

Для сравнения: в Питкярантском районе организовано 19 таких групп, в Сортавальском – 17, в Лахденпохском — 14.

Пудожский район – единственный, где решили сделать посещение продленки платным. В районе действует семь групп продленного дня, посещение которых обходится родителям в 950 рублей в месяц. В Кондопожском и Пряжинском районах тоже существуют постановления органов местного самоуправления об установлении родительской платы за посещение групп продленного дня, но на практике они не применяются. Финансируются группы продленного дня из муниципальных бюджетов.   

По словам министра, полное отсутствие групп продленного дня для первоклассников компенсируется тем, что начальная и средняя школа до 6 класса включительно перешла на новый федеральный образовательный стандарт, предусматривающий помимо обязательных учебных часов внеурочную деятельность во второй половине дня по пяти направлениям активности.

Внеурочная деятельность обязательна для детей, и она осуществляется в школах в среднем до 15.30. Фактически это альтернатива группам продленного дня,

- считает министр.

Александр Морозов сказал, что в министерство, конечно, поступают обращения от граждан, не знающих, куда деть школьника после учебы, но они не носят массового характера. По его словам, родители чаще жалуются на то, что их ребенок не может посещать различные спортивные секции и кружки из-за обязательной внеурочной программы.   

- Семнадцать групп продленного дня — это достаточно для Петрозаводска?

- Нет, конечно. Но эту проблему можно решить за счет введения платы для родителей. В соседних странах вообще нет бесплатных групп продленного дня, - заметил Александр Морозов.

В советские времена группы продленного дня были практически в каждой школе. Сейчас их можно обнаружить даже не в каждом районе. Нужна ли продленка или она себя изжила как устаревшая система?

По словам министра,  группа продленного дня в прежнем исполнении - «это камера хранения» для детей, которая подразумевала обед, прогулку и подготовку домашнего задания под присмотром воспитателя. Александр Морозов считает, что новый федеральный стандарт — это шаг вперед по сравнению с традиционной продленкой, когда ребенок занят в кружках, посещает факультативные занятия. Фактически благодаря обязательной внеурочной деятельности ребенок занят в школе до 15.00-15.30.

Министр убежден, что сегодня нет проблемы того, как занять ребенка после школы.  

Существует то, что мы обязаны сделать как система. В первую половину дня мы должны организовать учебные занятия, во вторую половину дня — внеурочные занятия тоже по расписанию. Ни на что другое государственные деньги школе не перечисляются. А дальше начинается поле для деятельности местного сообщества,

- сказал Александр Морозов.          

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.