ИНТЕРВЬЮ: В Крым — на разведку

ИНТЕРВЬЮ: В Крым — на разведку

Первое, что спрашивают у тех, кто вернулся из Крыма, это насколько безопасно там сейчас находиться. Какое у вас сложилось впечатление?

— Первые впечатления, что все тихо, спокойно. Жизнь идет и ничто не напоминает о тех событиях, которые там происходили. Люди продолжают спокойно жить, работать, отдыхать, Все настроены очень патриотично.

В чем проявляется патриотизм?

— Они очень обижаются, когда говоришь: «У нас в России», и тут же поправляют: «У НАС в России». Они считают себя полностью россиянами. Стоят очереди людей, желающих получить российские паспорта. Те, кто отказался по официальной статистике всего 147 человек.

Они очень горды тем, что отстояли русский язык. Это основная причина, по которой народ всколыхнулся. Вторая причина, о которой все говорят — мощная коррупция, которая там процветала. Я туда ездил как представитель «Опоры России», встречался с местным бизнесом, и они мне говорили, что примерно 70% предпринимателей работали, что называется «в черную», не платя налоги, ничего. Как в лихие 90-е. В любой момент на них могли наслать проверку, оштрафовать под надуманными предлогами на огромные суммы, в любой момент мог произойти рейдерский захват предприятия. Поэтому они очень воодушевлены тем, что в России это искоренено.

Они уверены, что в России это действительно искоренено?

— Они так думают. По-крайнем мере то, что у нас нельзя проводить проверки чаще, чем раз в три года, это их очень порадовало. Теперь они могут спокойно развивать бизнес, и не чувствовать себя постоянно под дамокловым мечом.

Конечно, все не просто. Партнерские отношения с Украиной выстраивались годами, их не просто заменить. Но они уверены, что Крым ничего не потеряет, а, наоборот, у бизнеса откроются новые возможности, рынки сбыта.

О Крыме ходит масса слухов. Например, что скоро местным жителям нечего будет есть из-за того, что все продукты они получали из Украины, а теперь поставки прекратились. Какое у вас сложилось впечатление на этот счет?

— Не думаю, что такая опасность существует. Но, да — сетевые компании оттуда уходят. Те, у которых киевские хозяева, просто забирают со складов все остатки продукции, загружают на машины и вывозят. Как будто назло. Это чисто политические соображения. Украинская сторона оказывает на них определенное давление. Но проблема очень быстро решается, в том числе при помощи России.

Большая проблема — рухнувшая банковская система. Все украинские банки ушли, у многих людей пропали вклады. Но проблема решается на глазах. Когда я приехал 3 апреля и нашел банкомат, чтобы снять гривны, то я был в очереди 38-ым по счету. А у другого банкомата, где я хотел снять рубли, я был 341-ым. Люди стояли в живой очереди, по спискам. Но уже 5 апреля во всех магазинах принимали рубли и снять их стало проще.

Цены выросли?

— Выросли на значимые виды продуктов, такие как сахарный песок — до 55 рублей за килограмм. Это в два раза выше, чем раньше. Литр бензина, когда я там был, стоил порядка 56 рублей. Но сейчас начался завоз со стороны России и цены понемногу начали снижаться. Растут цены на недвижимость: спрос рождает предложение. Поэтому если кто-то думает, что в Крыму можно все скупить за бесценок, то он ошибается.

Зато цены на билеты на самолет стали ниже, причем буквально за те несколько дней, пока я там находился. Я летел самолетом в Симферополь российскими авиалиниями. Заплатил почти 10 тысяч рублей. Пока я там находился, Дмитрий Анатольевич Медведев выступил с заявлением, что надо сделать поездки в Крым доступными для населения, и обратно билет стоил уже 4 тысячи.

Какой работой вы там занимались в качестве представителя «Опоры России»?

— Я ездил на разведку — посмотреть, в чем мы можем помочь крымскому бизнесу, чтобы наладить связи. Встречался со многими предпринимателями, которые занимаются туристическим бизнесом, производством, сельским хозяйством. Я им рассказывал, что такое наша организация, механизм вступления в «Опору России», как участвовать в наших веб-семинарах. И перед моим отъездом около 20 человек пожелали вступить в нашу организацию.

Какие сферы сотрудничества могут быть наиболее интересными для предпринимателей Крыма и Карелии?

— К примеру, в Севастополе есть уникальное производство продуктов из стевии — природного заменителя сахара. Местный предприниматель, которым этим занимается, отправлял продукцию в Украину, и дальше в Германию и другие страны. Теперь эти связи разрушены. Киевские власти дали указание ничего в Крыму не покупать, и ничего туда не отправлять. Я познакомил его с людьми в России, которые заинтересовались поставками стевии. Очень серьезно их интересуют пиломатериалы. Это то, что как раз есть у нас в Карелии.

Существует, правда, проблема транспортировки грузов. Ведь железнодорожное сообщение с Крымом идет через Украину и сейчас оно фактически парализовано. Но есть водный путь. И я встречался с карельскими предпринимателями, которые готовы рассмотреть вопрос доставки пиломатериалов водным путем.

Еще одна тема сотрудничества — отдых в Крыму. Они очень заинтересованы в наших туристах. Цены в отелях пока вдвое ниже, чем на российских курортах.

После этой поездки, с какими мифами о Крыме вы расстались?

— У меня не было никаких иллюзий. Главное, что я понял, это то, что они молодцы. По-другому просто не скажешь. Мой совет нашим жителям — надо поддержать Крым. И не бояться. Проявлять патриотические чувства и помогать нашим соотечественникам.

, , ,