Внушительную стройку в Петрозаводске начали за год до его юбилея
Ровно за год до 300-летия Петрозаводска (который мы отметили в 2003 году) администрация города начала строительство второй очереди Онежской набережной. Неподалеку от Ротонды был заложен первый строительный блок.
«Петрозаводск знаменит!» эти слова полководца Александра Суворова были написаны и заложены в гильзу бетонного блока, с которого началось строительство второй очереди набережной. Ее собирались проложить на пятьсот метров от Ротонды до устья реки Неглинки. И обещали, что она будет не похожа на существующую гранитную оправу озера. Учитывая, что эту часть набережной построят в районе исторической застройки, ее внешний облик будет воссоздавать атмосферу 19 столетия, обещали проектировщики. Укрепленную от размывания береговую полосу украсят посыпанные мелким гравием дорожки и газоны. Гранита на новом участке набережной не будет. Утверждалось, что это было сделано не из бережливости. Финансирование строительства взял на себя федеральный бюджет. Цена всего проекта, как утверждалось вначале, 63 миллиона рублей. На тот момент Москва уже успела перечислить десять миллионов. Вторую очередь набережной планировали (и обещание свое сдержали) открыть спустя год – к 300-летию Петрозаводска.
Был период, когда элитные дома в Петрозаводске росли, как грибы. Обитателям комфортабельного жилья, в которое вложены солидные деньги, конечно, хотелось покоя и тишины. Но подчас удобства элитного жилья создавалось за счет жителей соседних домов, где жили простые горожане. Так получилось на Кукковке, где был построен крепкий дом из белого кирпича с красивыми эркерами. Вырос этот дом, как утверждали жильцы с улицы Питкярантской, стараниями прежней городской администрации (напомним – весной 2002 года Андрея Демина в кресле мэра сменил Виктор Масляков). Они упирали на то, что именно та, деминская администрация дала добро на его возведение. Но сами жители изначально были против строительства. Так как они подозревали, что дом перекроет подъезды к другим жилым зданиям улицы.
Их тогда заверили, что такого не будет. Но когда элитный замок был возведен, про эти обещания забыли. Анатолий Полонец сообщил: «Они перекрыли дорогу, по которой ездит «Скорая», аварийки, пожарные. Пострадали по улице Питкярантской многие дома, вся улица!» Жильцов возмущал не столько сам факт разрушения дороги, сколько то, что они не могли найти ответственного за это строительство.
«Мы не знаем, кто разрешил строительство и почему. Мы просим руководство города, чтобы это безобразие прекратили», - сказала Елена Кобзева. Причем, обиднее всего было женщинам улицы Питкярантской.
«У меня внук, они живут напротив. Моя невестка с внуком ко мне уже пройти напрямую ко мне не смогут, или в поликлинику. Придется через Сортавальскую. А я не смогу ходить напрямую на работу. А на каком основании? У меня тоже кооперативный дом, я тоже когда-то платили большие деньги. Почему я должна страдать из-за того, что тут элитные дома строят», - жаловалась Людмила Кошкина.
Кстати, строители перенесли и место для мусорных контейнеров, которое было установлено вдалеке, а теперь переехало к подъездам, вопреки всем санитарным правилам. Жителей улицы страшило еще и то, что вокруг элитного дома уже готовили фундамент под забор. И если его поставят, большая часть улицы будет отрезана от микрорайона, уверяли жители. Народ при таком раскладе обещал бунтовать: «Если меры приняты не будут, просто-напросто мужское население наших домов выйдет с ломами и лопатами, и к едреной фене, извините за выражение, этот забор снесет. И дорога у нас будет здесь». На месте элитного дома когда-то стояла детская площадка. Жаль, что интересы детей властям были неинтересны.
Кондопога не уставала удивлять горожан приятными сюрпризами. Два месяца понадобилось местным строителям, чтобы на центральной площади у Ледового дворца выросло уникальное сооружение – Музыкальная раковина и необычный 30-метровый музыкальный инструмент под названием «карильон». В 2002 году над семитысячной аудиторией впервые прозвенели колокола карильона. На Северо-западе их было всего четыре. Два из них – в Санкт-Петербурге. Похоже, Кондопога с ее уникальным органным залом сделала еще одну серьезную заявку на звание музыкальной мекки Карелии.
К празднику города на площади выросло еще одно сооружение – Музыкальная раковина. Здесь устроители праздника создали прецедент хорового фестиваля под открытым небом. Сводный хор, в составе которого вошли хор Московской консерватории, Санкт-Петербургской академии искусств, Петрозаводской консерватории и хор АО «Кондопога» в сопровождении симфонического оркестра Карельской филармонии исполнили знаменитую музыку Свиридова, написанную по мотивам «Метели» Пушкина. И в этом многоголосье доминировал все тот же карильон.
Играла на нем единственная в России исполнительница на этом инструменте москвичка Марина Невская: «Карильон – это колокольный оркестр. Это, конечно, большой инструмент. Но у вас не самый большой карильон. Стандарт европейских – 51 колокол. В Америке даже больше колоколов насчитывают карильоны. Но эти большие карильоны не автоматические. Они управляются вручную. То есть исполнитель играет на них, как органе. Это как бы колокольный орган, который имеет клавиатуру для рук и ног. Здесь инструмент автоматический. Он подключен к часам. И каждый час радует слух красивыми мелодиями. Одновременно он позволяет играть на клавиатуре, подключенной к нему через компьютер».
Кондопожане нарадоваться не могли, что их родной город становится по-настоящему европейским центром. Ее сравнивали со столицей Карелии, и слава у Кондопоги была ничуть не меньше, чем у Петрозаводска.
Таким было 1 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.