27 марта 2014, 16:57

Ни один спектакль не обходится без них, но зрители их не знают

Более 70 лет на двоих служат в Музыкальном театре супруги Петуховы.

Со словами  о том, что театр  начинается с вешалки, супруги  Татьяна и Вячеслав Петуховы могут поспорить. Не потому, что они не согласны с мнением  Константина Сергеевича Станиславского, просто у них все сложилось  по-другому.

Театр начинается с мечты
 – Вообще, сколько себя помню, всегда  мечтала работать в театре. Не актрисой на сцене -  характер не тот, просто быть здесь, например,  делать прически, - рассказывает Татьяна Ивановна. – Вот так и поступила  учиться на парикмахера.
Когда  в  училище   поступил запрос: нужен парикмахер в Музыкально-драматический театр, и преподаватели сразу предложили ей  это место,  она была счастлива, потому что ничего лучше и представить не могла. 
–  У меня вообще так бывает, о чем мечтаю, всегда сбывается, –  говорит Татьяна Ивановна. – В 1974 году пришла  сюда и за 40 лет ни разу не пожалела.  Был, правда, перерыв, когда сын  родился. Ребенок оказался «неясельный», легко простужался, болел, и я  ушла из театра, чтобы никого не подводить. Ну а когда он подрос, мне сказали: «Хватит, возвращайся».
Работа  театрального парикмахера имеет свою специфику, понять и освоить которую можно только на  рабочем месте.  Сегодня Татьяна Ивановна парикмахер-гример, постижер-гример, начальник  гримерного цеха.
–  По штату у нас должно быть пять человек, но пока работаем вчетвером, не можем найти сотрудника, –  сетует она. –   Наверное, потому, что  парикмахер–гример в театре – особая работа. И дело не в том, что рабочий день  разорванный, в дни спектаклей длится до позднего вечера, что бывают гастроли.  – Мы ведь работаем по эскизам художников. Причем, если раньше в театре был свой художник, с которым можно было в любое время посоветоваться, то теперь все приглашенные.  Они придумают образ, нарисуют, а мы уже решаем, как его воплотить, да при этом еще очень важно, чтобы прическа и грим  оказалась к лицу актрисе или актеру, чтобы они чувствовали себя комфортно.
В гримерной на болванку натянут паричок.  – Это для балета «Жизель», для Батильды, есть там такой персонаж,   –  поясняет хозяйка.  –   Но парик  еще не готов.   Тут еще будут длинные волосы, шляпка, очень красиво…. Балерин  тоже будем причесывать в таком же стиле, чтобы волосы  на ушки. Стиль на сцене это – одно из непременных условий  настоящего спектакля.
За четыре десятилетия каких только причесок она ни делала, какой только грим ни накладывала.   Самый сложный, портретный, когда персонаж должен быть похожим на какого-то конкретного человека, в последнее время в театре не востребован. Но и другие задачи совсем не просты,  например, «состарить» молодую актрису, которая поет партию няни в «Евгении Онегине», или  буквально за минутку, стоя за кулисами,  поменять прическу Чио-Чио-сан: традиционную, красиво уложенную  японскую на распущенные волосы. – Нет расчесать актрису за такое время невозможно, мы используем парики, - раскрывает секрет Татьяна Ивановна.  – Но и для того, чтобы их снять и надеть, требуется время. Одним из   самых сложных был грим, когда на сцене еще  театр драмы    играл спектакль «Лев зимой». Там за несколько минуток  гримерам приходилось «наносить  много увечий». А что? Работа такая!


–  Каждый может стать «тупейным художником» и гримером?
– Из тех, кто  пришел сюда и задержался – все.  Они научатся у опытных, как я  в свое время. Ведь работать в театр  просто так  не приходят,   только  когда есть мечта

… с любви
А для Вячеслава Алексеевича Петухова театр начинается с любви… Вообще-то сначала  он влюбился в Петрозаводск.  В 1974 году он приехал сюда  из Краснодарского края, вышел на перрон и подумал, что оказался за границей:  надпись на здании вокзала, магазинные вывески  не по-русски, все красиво и  идеальная чистота: 6 утра, а дворники  с метлами вовсю  «полируют» тротуары. Так с первого взгляда и полюбил наш город, в  Карелию, природу и до сих пор уверен, что нет ничего прекраснее белых ночей. 
Потом двоюродный брат познакомил со своей одноклассницей Таней. И тут Вячеслав влюбился  в нее. И  тоже с первого взгляда, и на всю жизнь. Правда, потребовалось время, чтобы она тоже обратила на него внимание.  А потом, когда поженились,  и театр вошел в его жизнь.


–  Вообще-то это судьба. Я ведь все как-то вокруг театра ходил. Сначала учился на радиооператора   речного флота, а наши мастерские были в старинных заводских корпусах  на берегу Лососинки,   у театра. Потом работал  в военном комиссариате, который располагался на Пушкинской, недалеко от театра,  а затем устроился водителем в автобусный парк. Мой маршрут № 8 с, остановкой  за  театром.  А тут еще и жена в театре работает. Одно плохо: летом она на гастроли, а я с  сыном  к бабушке… Несемейная какая-то жизнь получается.
Вот  и  решил  перейти  в театр.  Почему не жена поменяла работу, а он сам? Да потому что знал, как ей нравится тут, да и сам  к этому времени пересмотрел весь репертуар…   Ну, в общем, хотелось ему тут работать. Когда освободилось место в гараже, пошел устраиваться, однако  ему предложили должность практически по специальности: в  радиоцехе.  Сегодня Вячеслав Алексеевич начальник этого театрального подразделения.
Для наивного зрителя радио в театре, это когда  по внутренней связи артистов приглашают на сцену.
–  Нет, - смеется он. – Это помреж говорит, а наша задача, чтобы был обеспечен звуковой баланс постановки, чтобы звук в театре был качественный.  Зависит он от многих причин. Вот во время последнего большого ремонта здания углубили и расширили оркестровую яму, музыкантам хорошо, но появились в зале «мертвые зоны», где звук слышен очень плохо. Пришлось подумать, где, как, какие микрофоны поставить, чтобы «подзвучить» оркестр.
Репетиции балета проходят под фонограмму. Обеспечить ее качественное звучание – тоже задача радиоцеха. Балетные и оперные спектакли, конечно же,  идут под оркестр, но иногда в них  вплетаются звуки дождя, скрип, шуршание, треск… Органично вплести  в живую музыку техническую запись – тоже задача Вячеслава Алексеевича. Звук в театре, тем более в  Музыкальном  –  особенная задача, ведь каждое представление имеет свой темп, ритм, и обеспечить его, не нарушая замысел  спектакля,  – дело звукорежиссера.  Вячеслав Алексеевич может  приноровиться к любому залу, к огромному, как было на последних гастролях в Финляндии, комнатке в детском саду, где артисты  показывают музыкальные сказки. Коллеги знают, вне зависимости  от площади зала звук будет сбалансирован и подан  как надо.   И все  потому,  что  работает  он с любовью к Театру.

… с волшебства
–  Мой любимый спектакль  в нашем  репертуаре -  балет «Щелкунчик», –  признается  Вячеслав Алексеевич. – Он очень красивый и праздничный. Мне вообще классика ближе.


И Татьяна Ивановна, не сговариваясь с мужем, этот же балет назвала любимым. Правда  добавила, что ей  не только классика близка, но и новаторские постановки.
–  Каждый раз переживаешь, каким получится новый спектакль. Театр – одна семья, мы ведь в курсе, что происходит у каждого, кто, как работает, - говорит она. -   Начинаются репетиции и  слышно: ничего не получается, не успеем…  Но время и работа идут, и   вот уже прогон, генеральная репетиция,  премьера…   Спектакль родился и волшебное превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя свершилось.
– Театр – особое государство, - уточняет Вячеслав Алексеевич. -  Здесь своя жизнь. Дома в выходные все  хорошо, но чего-то не хватает. Наступают будни, идешь в театр и понимаешь:  тут  все вертится, крутится, есть куда приложить энергию.  Я никогда ни от какой работы не отказываюсь, и помреж, и даже на  детских представлениях раньше на сцену  выходил папой Карло, Карабасом-Барабасом, Царем. Не пел, не танцевал, конечно, но  волновался, как артист.  Театр дает энергию для  творческой, созидательной работы. Даже дачу завели благодаря ему: энергию в отпуске тратим и эстетическое удовольствие получаем. Я недавно достроил баню, а жена помидорчики-огурчики выращивает и везде –цветы. Этот сад -  на нашей каменистой земле. Вот такая волшебная сила театра...
На снимках: Татьяна и Вячеслав Пастуховы:  театр  их жизнь  1
 Красивая пара  5
Сделано в гримерном цехе  3
Анастасии Авериной идет свадебная прическа Чио-Чио-сан, именно такие делают невестам в Японии.   2