10 января 2014, 10:36

Спасет ли троллейбусы цена проезда в 10 рублей?

<p>Экскурс в историю Петрозаводска показывает, что рано радоваться подарку властей: мнение обозревателя Сергея Галкина</p>

Мэрия Петрозаводска и ПМУП «Городской транспорт» сделали петрозаводчанам 31 декабря 2013 года поистине новогодний подарок: снизили стоимость проезда в троллейбусе с 17 до 10 рублей. Эта новость обсуждалась в городе все новогодние каникулы. А говорить есть о чем. На фоне 20 рублей, которые требуют за проезд маршрутчики, это снижение выглядит настоящим волшебством. Только вот что за ним может скрываться и долго ли мы будем пользоваться такими льготными условиями? 

Понижение цены проезда в троллейбусах кажется тем более неожиданным, что совсем недавно в коридорах власти звучали другие цифры. Так, на декабрьской сессии Петросовета представители муниципального предприятия «Городской транспорт» убеждали депутатов, что себестоимость одной поездки в электротранспорте составляет 27 рублей. Поэтому предприятию для выживания кровь из носу надо доплачивать как минимум 10 рублей за каждую поездку из городского и республиканского бюджета. Депутаты со всем этим, кстати, согласились. 

Чем же руководствовались в данном случае исполняющий обязанности директора предприятия «Городской транспорт» Андрей Афанасьев, предложивший такое понижение цены, и мэр города Галина Ширшина, поддержавшая это предложение? Единственное разумное объяснение, прозвучавшее в обсуждениях к этой новости (а власть по этому поводу молчит), связано с тем, что таким радикальным образом руководства города и транспортного предприятия пытаются спасти троллейбусное сообщение в Петрозаводске. Якобы из-за разницы в цене горожане пересядут с «пазиков» на электротранспорт, тем самым увеличив выручку предприятия. Только ли не являются ли подобные надежды иллюзорными? 

Одного удешевления — мало... 

Действительно, выручка в троллейбусах может возрасти, но не на много. Законы экономики говорят о том, что привлекательная цена — не единственный козырь в конкурентной борьбе. Есть еще такое понятие, как качество оказываемых услуг. А на этом фронте троллейбусы в Петрозаводске смотрятся не лучшим образом. 

Возьмем, например, частоту выхода машин на линию и рациональность проложенных по городу маршрутов. Даже один из самых популярных городских троллейбусов как «тройка» стал ходить заметно реже, потесненный автобусами сразу нескольких дублирующих маршрутов. Кроме того, по сравнению с автобусами троллейбусы отправляются в депо в девять-десять часов вечера, и позднее рассчитывать добраться на них до дому не стоит. Да и сами маршруты часто не устраивают горожан, потому что не позволяют без пересадки попадать в разные районы города. 

Иными словами, без уплотнения графика выхода троллейбусов на линию и пересмотра карты маршрутов ПМУП «Городской транспорт» вряд ли добьется радикального преимущества на рынке пассажирских перевозок. Но серьезной работы в этом направлении мы пока не видим. Да ее и не может быть по ряду объективных причин. Например, избавиться от дублирования автобусных и троллейбусных маршрутов в обозримом будущем невозможно, поскольку это потребовало бы менять условия заключенных с частными перевозчиками контрактов. А они заключены в 2013 году сроком на три года. 

Если по-настоящему зеленый свет троллейбусам так и не дан, то для чего же понадобилось резко снижать цену? 

Такое уже было 

Интересно, что в недавней истории нашего города такое уже было. 1 мая 2010 года стоимость проезда была снижена с 15 до 10 рублей. Напомним: тогда к власти пришла так называемая группа Алиханова, которая на первых порах хотела сделать все, чтобы понравиться горожанам. Кроме того, ей нужны были действенные рычаги для борьбы с республиканской властью. Однако довольно скоро экономические реалии взяли свое. 27 апреля 2011 года цену за проезд в троллейбусах пришлось повышать вновь. Тогдашний заместитель мэра города Евгений Журавлев мотивировал это тем, что резко возросли тарифы на электроэнергию. 

Если проводить параллели с тем временем, то на политической сцене сегодня сложилась похожая ситуация. Есть новая команда, возглавляемая Галиной Ширшиной, и есть пытающаяся подмять ее под себя республиканская власть. На этом фоне снижение цены за проезд выглядит проверенной политической уловкой, с помощью которой можно убить сразу двух зайцев. С одной стороны, появляется возможность завоевать любовь горожан, с другой — лишний козырь для борьбы с республиканской властью, которая сосредоточила в своих руках финансовые рычаги. Например, если карельское правительство из-за скудости бюджета не даст средства на дотации троллейбусному предприятию, городская власть может с полным правом кричать на всех углах — вот, мы боремся за интересы народа, а они — нет. Нечто подобное уже было, перед тем как, якобы по собственному желанию, покинул свой пост губернатор Карелии Андрей Нелидов. 

Чем это может закончиться? 

Но какое нам дело до всех этих подковерных игр, если в результате цена на проезд в троллейбусе резко упала? Нам уже хорошо, а почему — не так важно. Но не бывает так, чтобы паны дрались, а у холопов чубы не трещали. 

Многие эксперты сейчас сходятся на том, что начало банкротству «Городского транспорта» было положено еще при первом снижении цены. Потом, хотя стоимость проезда и возросла, уже нельзя было избавиться от нарастающего кома долгов. В результате предприятие накопило в 2013 году задолженность в 80 миллионов рублей. 

Правда, в связи с процедурой банкротства старые долги «Городского транспорта» сейчас заморожены. Но по ним когда-нибудь придется все же платить. А если за это время будут накоплены новые? Об этом можно не беспокоиться только в одном случае, если предприятием планируют пожертвовать ради других целей. Не исключено, что мы видим перед собой изящно замаскированный под исполнение народных желаний путь к исчезновению троллейбусов в Петрозаводске. Возможен и другой вариант: передача предприятия в частные руки. 

Впрочем, мы надеемся, что у новой команды и кризисных менеджеров, введенных на предприятии в связи с процедурой банкротства, все же есть четкий план спасения троллейбусного автопарка. Говорят, что внешний управляющий ПМУП «Городской транспорт» все же докопался до того, как уходят деньги у организации. Только вот почему-то об этом никто открыто не говорит. Финансовая деятельность ПМУП «Городской транспорт» все еще покрыта для общества мраком.