17 апреля 2014, 15:13

Сможем ли добраться до югов за счет работодателя?

Позволят ли изменения законодательства отдохнуть за чужой счет?

2 апреля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон, который, безусловно, вызовет искреннюю радость у тех, кто трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, и, наверняка, огорчит работодателей. Речь идет об изменениях, которые были внесены в закон «о северах» и Трудовой кодекс РФ. Новое законодательство обязывает всех работодателей, вне зависимости от формы собственности, возмещать своим сотрудникам проезд к месту отдыха и обратно раз в два года. В нюансах открывшихся для работающих граждан республики возможностей мы разбирались вместе с заместителем руководителя Государственной инспекции труда в РК Юлией Тарановой.

Как Ирина за север билась

Граждане, проживающие на Севере, до 2006 года уже пользовались правом на компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно раз в два года. Тогда не было разделения на «бюджетников» и всех прочих работающих. Но в 2006 году произошли изменения Трудового кодекса, которые разделили работающих на тех, кто получает зарплату из бюджета, и тех, кто трудиться в частных организациях. Сотрудники частных компаний пытались отстоять свое право на компенсацию через судебные инстанции, но, по словам Тарановой, в Карелии суды вставали на сторону работодателей. Постепенно, на большинстве частных предприятий о компенсациях предпочли забыть.

В 2012 году вопрос о компенсациях за проезд вновь оказался в центре общественного внимания. Поводом стало обращение петрозаводчанки Ирины Труновой в Конституционный суд РФ. Женщина настаивала, что часть 8 статьи 325 Трудового кодекса РФ, позволяющая работодателям внебюджетной сферы самостоятельно устанавливать размер, порядок и условия возмещения расходов на проезд к месту отдыха и обратно, нарушает конституционные права тех, кто не получает зарплату из бюджета. Суд, хоть и не усмотрел в статье 325 Трудового кодекса противоречий Конституции РФ, но тем не менее признал, что неясность формулировки не освобождает работодателей от обязанности возместить затраты на проезд. «С момента принятия Постановления Конституционного суда 9 февраля 2012 года судебная практика в Карелии коренным образом поменялась в пользу работников. Самое интересное, что ориентиром уровня измерения этих гарантий стало законодательство для организаций, финансируемых из федерального бюджета», - рассказала Юлия Таранова. Переводя на язык финансовых обязательств, это означает, что раз в два года гражданин имеет право требовать возмещения затрат на проезд по территории России самолетом эконом класса или поездом в обычном купе без дополнительных услуг.

Апрельские изменения законодательства, отметила Таранова, фактически устранили возможности двоякой трактовки, четко установив за всеми работодателями обязанность возмещать раз в два года проезд к месту отдыха и обратно. Причем работающий гражданин имеет право предъявить билеты не только на себя, но и на несовершеннолетнего ребенка и неработающего супруга.

500 рублей не пройдут

Согласно новому законодательству, условия, размер и порядок компенсации во внебюджетных организациях должны быть предусмотрены коллективными, трудовыми договорами или другими нормативными актами. Одна из петрозаводских компаний, после того, как проиграла суд своей работнице, требовавшей компенсации за проезд, установила, что будет возмещать только 500 рублей. Насколько это законно? По мнению Юлии Тарановой, подобные уловки работодателям не помогут. Ориентиром, повторила она, должны служить условия компенсации, предусмотренные для сотрудников, финансируемых за счет федерального бюджета. «Нормы трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством», - настаивает Таранова.

Не секрет, что особо «продвинутые» граждане, обычно работающие в бюджетной сфере, приобретали путевки за границу, брали в агентствах справки о цене перелета до последней точки России, и получали в виде компенсации кругленькую сумму, порой перекрывающую стоимость путевки. По словам Юлии Тарановой, подобные «перегибы» уже невозможны, так как суды пересчитывают стоимость перелета за границу по методу ортодромии (кратчайшая линия между двумя точками). Так что отдохнуть за счет работодателя уже не получиться.

Что делать, если работодатель окажется настойчив в своем желании сэкономить? Юлия Таранова объяснила, что в этом случае «прямая дорога» в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. По ее прогнозам, многие работодатели, конечно, столкнутся с финансовыми проблемами, и, безусловно, возникнут споры относительно размеров компенсации, которые в крайнем случае придется решать в суде. Конечно, нельзя исключить, что особо настырные сотрудники могут столкнуться с «гневом» начальства, но, увы, во все века права не просили, а завоевывали.