20 июня 2013, 15:05
51
Автор: Ирина Лободанова

О чем поет Вокнаволок

Вокнаволок – рунопевческая деревня с четырехсотлетней историей. Как живет она сегодня? О чем нынче ее руны?

Вокнаволок (карельское название – Vuokkiniemi) – деревня, расположенная на берегу озера Верхнее Куйтто примерно в 50 км от Костомукши. Основана в XVII веке. В 1988 году включена в состав Костомукши, до этого времени относилась к Калевальскому району.
Сейчас в деревне проживает около 400 человек.

Вокнаволок… Деревня старинная, деревня рунопевческая. В этих местах знаменитый финский этнограф Элиас Леннрот записал множество рун, которые вошли во всемирно известный эпос «Калевала». Недаром же, как говорят историки, он назвал Вокнаволок «поющей деревней».
Но сегодня речь не об этом. Как живет деревня с почти четырехсотлетней историей в начале XXI века? Что в ней особенного? О чем ее «песни»?

– Терве, терве! Проходите, – приглашает в свой дом Роза Петровна Карху, одна из старейших жительниц Вокнаволока. – Чем же мне вас угостить? Только что вернулась с репетиции, готовимся выступать на школьном празднике…


Розе Петровне Карху, карелке, коренной жительнице Вокнаволока – чуть за 70. Но она полна энергии и каждый ее день наполнен делами: по дому похлопотать, в огороде поработать, на репетицию сходить, открыть церковь туристической делегации, связать теплые и нарядные рукавички…

Роза Петровна – участница известного фольклорного коллектива «Martat», в репертуаре которого старинные карельские и финские песни. Этому коллективу, который не только поет, но еще и рукоделием занимается, ставит постановки, уже более 20 лет, сейчас его костяк – это всего лишь 7 человек, хотя раньше он был более многочисленным: кто-то уехал из деревни, кто-то перестал ходить на репетиции по другим причинам.
– Все эти годы мы активно сотрудничаем с нашими финскими соседями, – рассказывает моя собеседница. – Они ведь у нас частые гости. И отдыхать приезжают, и деревне помогают.

«Вот я сею-засеваю»

Финское «присутствие» в деревне действительно ощутимо. И связано со многими важными для деревни и ее жителей событиями. Например, с открытием несколько лет назад «Дома деревни Вокнаволок». Это своеобразный культурно-музейный центр. Здесь занимаются творческие коллективы, проходят встречи и конференции, в том числе международные, здесь работает ткацкая и столярная мастерские. В краеведческом музее, где бережно хранятся предметы старины, можно познакомиться с бытом северных карел.


Специалист администрации Павел Степанов в краеведческом музее

Дом деревни расположился в здании 1934 года постройки, где когда-то была школа. В ней учились несколько поколений жителей. В том числе и Роза Петровна.
– Сначала в школе преподавали на карельском языке, – говорит она, – а потом, кажется году в 1957-м, перешли на русский.
Когда школа в 1998 году переехала в новые здания, старое сначала думали разобрать. Но, к счастью, отстояли, не дали разрушить – стены-то крепкими оказались. Поэтому законсервировали на время. А позже, благодаря совместному финско-российскому проекту «Мост в Северную Карелию: мастерские, туризм, культура» здание реконструировали. Для местных жителей финны провели обучающие семинары и курсы.
… Заглядываю в столярную мастерскую. Здесь обычно последователи Вяйнемейнена делают кантеле, но сейчас юные вокнаволовчане осваивают азы плотницкого ремесла. В помещении шумно: один из мальчиков работает на станке,  который и поет свою современную плотницкую песню.

Трое других зачищают наждачкой деревянные лопатки.

– Это наш 6 класс, в котором всего 4 человека и только мальчишки, – объясняет Тимофей Ватанен, которому педагог разрешил на минутку выйти из мастерской. – Сейчас идет урок труда.  Здесь мы учимся мастерить полезные вещи из дерева, недавно делали кормушки для птиц, скамеечки. Это интересно.

В местной школе учится 35 человек. И, кстати, располагается она в прекрасных деревянных, из цельных бревен, зданиях, построенных, опять же финнами. «Школьный» комплекс гармонично вписался в облик деревни – даже собственная котельная не выбивается из общего стиля. Ну а внутри – как в любом городском образовательном учреждении: компьютерный класс, доступ к Интернету, интерактивная доска… За партами ученики разложили учебники, тетради… Только, в отличие от городских школ все здесь какое-то …уютное, почти домашнее. То ли потому, что такой эффект дает само дерево, то ли потому, что классы маленькие, по 3-5 человек…

«Чтобы встал здесь дом просторный,
Превосходное творенье»

При помощи финнов построена в деревне 16 лет назад и церковь – на берегу озера, на месте той, что сгорела еще в 1939 году. В свое время правительство Карелии приняло решение восстановить церковь как исторический памятник, в рамках международной программы возрождения рунопевческих деревень, которая осуществлялась под эгидой ЮНЕСКО. Однако средств, как и водится, не нашли. Поэтому фактически церковь построена финнами на деньги, собранные обществом «Vuokkiniemi-seura» – это жители Финляндии, у которых вокнаволокские корни, их предки когда-то покинули Карелию. В обычные дни церковь закрыта, службы проходят на праздники.
Сейчас жители деревни ищут средства на то, чтобы покрасить церковь, да и текущий ремонт уже необходим. В местном магазине поставили специальную коробочку, куда желающие могли внести средства на нужды церкви. За месяц насобирали 1700 рублей.
– Может, отец Никодим (настоятель Покровской церкви в г. Костомукше – прим. ред.) еще поможет, – вздыхает Роза Карху.

Историческая справка. Церковь в Вокнаволоке появилась еще в 1767 году. Но затем была построена другая. В исторических документах указано, что в 1887 году приходским священником о. Иоанном Камкиным была составлена так называемая метрика Вокнаволоцкой Ильинской церкви Кемского уезда Архангельской губернии, в которой говорилось: «Церковь построена в 1804 г. и обита тесом и поправлена в 1847 г. … прежняя, по преданию народному, была на другом месте, - но, где, неизвестно».

Есть в деревне еще одно учреждение, своим появлением во многом обязанное представителям Суоми, – Дом временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Он открылся при большом участии все той же финской организации «Vuokkiniemi-seura» в 2001 году. Сейчас в нем проживают 12 человек. Заведующая Екатерина Семенова показывает чисто прибранные комнаты, холл, где пожилые люди смотрят телевизор, двор:
– Мы обеспечены всем необходимым, но финны, когда приезжают на наш деревенский праздник, привозят подарки. Сушилку вон для белья привезли, до этого – газонокосилку.

Если кому-то доведется побывать в Вокнаволоке, то нужно обязательно прийти в историческую часть деревни, где проходит главный деревенский праздник – Ильин день, и всегда – при огромном скоплении людей: местных жителей, гостей из Костомукши и из Финляндии. Здесь – целый комплекс памятников традиционной деревянной архитектуры: амбары, конюшня и, конечно, дом Онтси (конец XIX – начало XX вв.), Ончи – как говорят местные жители.


– Ончи был, выражаясь сегодняшним языком, успешным предпринимателем, человеком зажиточным, – рассказывает специалист администрации Павел Степанов. – У него был постоялый двор, где меняли лошадей. А вон там, чуть поодаль, он построил дом для своей дочери. Но вообще, как сложилась его судьба, неизвестно: то ли был он раскулачен, то ли репрессирован, то ли ушел в Финляндию…
Сейчас в этом старом доме, в одной его половине, еще живут люди. Но вскоре их должны переселить, поскольку дом будут реконструировать, в нем сделают музей. Конечно, при помощи финнов.

 «У меня заботы больше, чем камней у водопада»

Безусловно, близость Финляндии оказывает влияние на жизнь этой старинной карельской деревни. И было так всегда: еще в прошлые века многие крестьяне приграничных карельских деревень занимались так называемой разносной торговлей в Финляндии.
А в наше время эта страна «переманила» к себе немало жителей Карелии. Особенно в 1990-е годы, которые для России оказались очень тяжелыми. И маленькая деревня, затерянная где-то на севере Карелии, у самой границы, не исключение. Не стало химлесхоза, опустели совхозные поля и животноводческая ферма, на которой в лучшие годы содержали до 170 голов крупного рогатого скота… Безработица и растерянность людей, не знавших, как жить дальше, усталость от бесконечных «житейских» проблем привели к тому, что люди потянулись в благополучную Европу.
– Тогда, пожалуй, и был пик эмиграции отсюда, – говорит специалист администрации Павел Степанов. – Не потоком – валом люди уезжали: из Вокнаволока, в котором население тогда было порядка 900 человек, выехало на постоянное место жительства в Финляндию более 100. Для такой деревни как наша это, конечно, много. В 2000-е годы – уже поменьше, но тем не менее жителями Суоми за последние 10 лет стали примерно 70 наших земляков.
А если прибавить к этому и значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости (что, кстати, характерно едва ли не для всей Карелии в целом)? За год в деревне умирает 17-18 человек, а на свет появляются лишь 2-3. Картина вырисовывается не самая радужная. Но…

 «Не поможет плач в несчастье…»

– А что это вы нас в захудалые деревни записываете? – несколько даже обижаются местные жители. – Трудные времена бывают всегда. Разве в советское время все было прекрасно?
– Тоже жилось непросто, – говорит бывший председатель сельсовета Роза Карху. – Помню, как приходилось добираться в Калевалу через Войницу – почти 100 км, да по ужасной дороге. Это уж потом нас «передали» Костомукше, стало ближе ездить в больницу или по другим каким делам.
Сейчас раз в месяц врачи сами к нам приезжают: терапевт, педиатр, хирург. Проводят прием в ФАПе. Хотя, что касается работы, то раньше все же было проще, о трудоустройстве людей заботилось государство, сейчас каждый должен думать сам за себя.
Рабочих мест в деревне сегодня немного. Прежде всего, это бюджетная сфера – Дом временного пребывания граждан пожилого возраста (11 сотрудников), Дом деревни, школа, детский сад. Причем средний возраст педагогов Вокнаволокской средней школы – 49 лет. Семь человек занято в единственном в деревне магазине, около десяти трудятся в форелевом хозяйстве, кто-то ездит работать в Костомукшу, а кто-то и за пределы Карелии – вахтовым методом.
В 2008 году в Вокнаволоке появилась своя пожарная часть, там занято порядка 20 человек. Есть на территории деревни и лесопитомник Вокнаволокского лесничества ГУП РК «Леса Карелии».

В четырех теплицах (пятой необходим капитальный ремонт) выращивают сосну  – до полутора миллионов саженцев в год. Их закупают лесозаготовительные предприятия Костомукши, а также Калевалы. Питомник – это тоже рабочие места.
– Сейчас мы полностью освобождаем теплицы: выросшие за год саженцы отправляются на посадки в лес, – говорит начальник питомника Ольга Шерстнева, наблюдая за погрузкой. – Теперь надо обновить кое-где порванную пленку, кое-что подремонтировать, внести удобрения и приступать к новым посадкам. С мая у нас горячая пора. Нанимаем сезонных рабочих, из числа местных жителей конечно. Привлекаем и взрослых, и школьников, Им, конечно, работа полегче. На посеве задействованы мужчины, на прополке и пикировке – женщины. В теплице работает до 20 женщин. Сейчас вот расценочки немного поднялись. И хотя зарплату иногда чуть задерживают, все же к началу учебного года люди ее получают и могут собрать ребенка в школу. Питомник начал функционировать в 1997 г., за прошедшие годы уже выросли те, кто работал в нем в то время, и сейчас к нам приходят уже их дети.
Закончатся посадки, начнется ягодный сезон в лесу. Для многих это едва ли не основной заработок. Собирая и сдавая морошку, чернику, бруснику, клюкву, можно заработать за сезон до 200 тысяч рублей, говорят местные жители, хотя, конечно, потрудиться придется целой семьей.
Еще один вид деятельности, который приносит доход жителям Вокнаволока, пополняя семейный бюджет, – сельский туризм. Очень много гостей приезжает из Финляндии, но прелесть здешних мест открыли для себя и наши соотечественники, причем не только москвичи и питерцы, но и жители Астрахани, Башкирии, Татарстана.
Конечно, нельзя сказать, что нет в деревне никаких проблем. Да так, наверное, и не бывает. Но живущие здесь люди понимают: под лежачий камень вода не течет. И если лишь сетовать на трудную жизнь, ничего не предпринимая, то вряд ли она изменится. Ведь смогли же отстоять почту, которую чуть было не закрыли, расселить 7 домов ветхого фонда. Постепенно, не сразу, но жизнь в деревне меняется. Да, много помогли финны, но ведь и сами, что называется, с усами. Нынешним летом должен быть проведен водопровод в ФАП, появятся две водозаборных колонки, выделены деньги из костомукшского бюджета на установку контейнеров для мусора со специальным сеточным ограждением, чтобы мусор не растаскивали собак и птицы…

…Вокнаволок – особая деревня. Меня она покорила и особой, какой-то спокойной, неяркой красотой здешних мест, и открытостью, доброжелательностью местных жителей, которые даже дома свои не закрывают на ключ, а лишь подпирают палкой: никого, мол, нет.


Предки живущих здесь людей сохранили лучшие образцы устного творчества карельского народа, прославив свою родину на века. Нынешние жители делают все, чтобы сохранить саму деревню, не растерять ее национального колорита, создать условия для развития. Задачи трудные, но вполне  выполнимые, считают они. Но надо не только надеяться на помощь финнов, но и объединить собственные усилия,  городской власти, правительства Карелии, помните, как  поступили герои  эпоса «Калевала». Время у нас, конечно, не эпическое, но солнце ведь встает для того «чтоб росло богатство наше, Чтобы в руки шла удача»…

Еще немного фото:

Для Веры Суловны Царенко Вокнаволок – родная деревня. После того как она вышла на заслуженный отдых, проводит в деревне бόльшую часть года, уезжая в Костомукшу лишь на зиму.
– Здесь жили мои родители, здесь родилась и выросла я. Чем старше мы становимся, тем больше тянет к родному дому.

Необычная защита от солнца на окнах в Доме деревни

Эх, прокачу!

На стыке веков. Самовар, кстати, действующий!

 Фото Ирины Лободановой

 

 

Включать в Яндекс.Новости: 

  • Да
Обсудить
48515