30 марта 2015, 12:31

Наше дело горшки колотить

<p>Кукольная посуда и глиняные технологии ушедших времен.</p>

Всякое купание в нашей деревенской речке у любого малыша сопровождается самозабвенным копанием в глинистых берегах. Серебристо-голубая глина перемежается темно-красной, омывается спокойным течением реки и перекочевывает на детские коленки. Все прибрежные камни заляпаны красными кляксами свободного творчества, а мокрые пятки купальщиков всех возрастов предательски скользят по глинистому берегу.

При такой близости к залежам этого удивительного природного материала, уже мало кто помнит в деревне, что еще лет восемьдесят назад многие семьи выживали только за счет глины. Поговорка «Не наше дало горшки лепить, а наше дело горшки колотить» была не для местных жителей-гончаров. Сейчас забыты гончарные навыки, ничего не осталось от бревенчатых «заводов» на окраине деревни. Глиной белят печки и только. Но по весне лезут из земли огородов бесконечные черепки битых горшков, упрямо напоминающие о прадедах-гончарах, грузивших посудой лодки и сплавлявшихся по реке Ояти в Питер.

Возраст самой первой керамики, известной ученым и найденной в Китае, весьма почтенный – 18 тысяч лет. Обожженная глина, крепкая и хрупкая одновременно, была настоящим открытием для древнего человека. Научившись использовать глиняные горшки, наши предки избавились от многих болезней, да и жить стали дольше.

Керамический сосуд. Энеолит. Национальный музей Республики Карелия


Знал ли древний житель Карелии, когда, сопя от усердия, украшал сырые податливые стенки сосуда отпечатками веревочки и рыбьим позвонком, что черепки его яйцевидного горшка, пронумерованные дотошными археологами, окажутся за стеклом музейной витрины? Не знал, даже в ус не дул, и с чистой совестью лепил горшки из глиняного теста, добавляя туда для прочности дресву, птичий пух и асбест. Лепил, опять же не подозревая, что использует «метод спирального налепа».

Фрагмент ромбо-гребенчатой керамики. Неолит. Национальный музей Республики Карелия


Еще в Ветхом Завете упоминается гончарный круг – примитивный, ручной. Одной рукой мастер крутил диск, на котором вращался будущий горшок, а второй рукой правил изделие. Мне доводилось работать на ножном круге, который оставляет обе руки свободными, и я совершенно не представляю, как гончары вплоть до начала ХХ века лепили огромные горшки с помощью одной конечности… Остается только задумчиво рассматривать фотографии столетней давности, запечатлевшие этот процесс.

Работа на ручном гончарном круге. По материалам Интернета


Большинство горшков, которые хранятся в музеях Карелии, и частных домах местных жителей были сделаны на богатых глинами реках Оять и Андома. Гончарные промыслы на Ояти в Лодейнопольском уезде и Андоме в Вытегорском уезде снабжали посудой не только Олонецкую губернию, но и соседние территории.

Интересно, что керамика XIX века с Ояти по форме почти не отличается от той, что была найдена археологами в оятских курганах X века, разве что нет глазури (поливы) и незатейливых орнаментов черно-белыми мазками краски. Гончарный промысел на Ояти развивался вполне успешно – здесь ножной круг появился еще в XIX веке, несмотря на убежденность местных жителей-вепсов в отсталости и дремучести своих мест. Тяжелые деревянные диски вращали ногами – в наше время им на смену пришли электроприводы.

Выделка гончарных изделий. Начало ХХ в. Фото И. А. Никольского из книги «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии», 1905 г.

 

Готовые высохшие горшки ставили один в другой, сотнями загружали в специальные печи для обжига, которые топили по 24 часа. Звонкие и разномастные сосуды забирали из деревни скупщики или сами мастера разносили по деревням, к вящей радости хозяек. Глиняная посуда была дешевой, но и билась быстро, в ней всегда была нужда.

Пока родитель-гончар выводил фигурный бочок заварочного чайника, бесштанный наследник семейного дела, тут же, не отходя от ящика с глиной, размятой пятками, тренировался в лепке мелочи – свистулек, барышень и всадников.

Керамические свистульки. 1910-20-е г. д. Ратигора, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия


Гончары, торговавшие своим кустарным товаром, старались угодить хозяйкам всех возрастов - вниманием не оставляли даже запросы совсем юных покупательниц, чьим куклам тоже была необходима посуда, пусть и игрушечная.

Детская посуда игрушечная. 1930 гг. Деревня Надпорожье, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия


Спросом пользовались судки для овсяного киселя – рельеф на донышке украшал беловатую застывшую массу, которую вытряхивали из посудины. И взрослым красиво и детям занятно – подъедать кисель, подбираясь ложкой к выпуклому речному раку или кисти винограда.

Судок для овсяного киселя. Начало ХХ в. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия


Но гончарных дел мастера были редкими гостями в деревнях, и даже битую посуду хозяйки берегли, не спеша выкидывать. Колотый горшок бережливые хозяева чинили, обходясь без вредного для здоровья суперклея – обматывали туловище посудины берестяной лентой. Такая же берестяная, но более широкая, оплетка позволяла брать горячий горшок из устья печи голыми руками.

Кувшин, починенный с помощью бересты. Начало ХХ в. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия


Казалось бы – горшок как горшок, но любая хозяйка-владелица керамической посуды строго отделяла молочные горшки от печных – одни предназначались для хранения продуктов, другие для термической обработки в печи.

Молоко, топленое в глиняном горшке. П. Пай, 2013 г.


Забавно, что при широком ассортименте кухонной глиняной утвари, в крестьянском обиходе не было глиняных тарелок – пищу зачерпывали по очереди ложками из общей миски, а на праздниках столовыми приборами могли служить калитки и колобы. И лишь с появлением яркой и доступной фаянсовой посуды отечественных фабрик буфеты-горки в деревенских домах стали заполняться недорогими расписными тарелками.

Современные гончары, демонстрирующие свое ремесло на праздниках или для туристов, знают, как притягивает людей магия вращающегося круга, на котором волшебным образом растет из комка глины сосуд. Это вращение завораживает, а сама глина – глянцевитая, влажная, податливая, раскрывает секреты тех чудес, на которые способна в умелых руках.

Национальный музей республики Карелия -http://kgkm.karelia.ru/